Детский психолог Екатерина Мурашова «На полставки» — детский писатель, двукратный номинант на престижную международную премию Астрид Линдгрен. Ее проза — это фантастические истории из реальной жизни. Творческое осмысление практики общения с трудными детьми в возрасте от «трех до семнадцати». Кстати, психологические уроки Мурашовой также полны фантастических трюков и парадоксальных решений. ~ Российская газета: Одна мать рассказала мне о Вас, Екатерина, что Вы предложили ее 11-летнему сыну покататься на велосипеде, от чего он категорически отказался. Так вот как это было? ~ Екатерина Мурашова: Я помню этого мальчика. Гиперактивный! И я не мог усидеть на месте и трех минут. Я начал с ним разговаривать, оказалось, что он любит велоспорт. Тогда я предложил его матери «перенести» домашнее задание на велосипедную дорожку. По крайней мере, те, которые не требовали написания. Был и другой случай, когда она посоветовала мальчику читать параграфы из учебника, висевшего на турнике, тоже вверх ногами. Дети все разные — это аксиома. Соответственно, выбор должен оставаться за каждым. Кстати, эту прикольную «игрушку с гвоздиками», которая вам так понравилась, подарил один из моих бывших пациентов. Его считали трудным подростком. Чуть не вылетел из школы. Его родители почти смирились с тем, что «он вырос хулиганом». И он вырос в способного бизнесмена. Он открыл свой собственный бизнес, как я понимаю, довольно успешно. Кроме всего прочего, у него получаются такие смешные вещи.~ РГ: То есть можно сказать, что своим примером он подтвердил известный постулат о том, что все дети рождаются с талантом, надо только уметь его распознать и не растерять.~ Мурашова: Действительно, чаще всего большинство детей. Конечно, есть исключения — дети с врожденными способностями. Некоторым помогает хорошее воспитание и раннее развитие проявить их в детстве, другим — нет. Я видел таких детей. Каким-то образом они привезли мне 3,5-летнюю девочку. Они сказали: очень злая, почти ничего для нее нет — сразу кричит, всех кусает, спасения нет. Старшая сестра, которая привела ее ко мне, устала ждать, когда это сделают родители, и попросила совета, как отучить ребенка от укусов и драк. Я начал раздвигать ей различные игрушки. Ответ — ноль. «Лучше всего дать ей лист бумаги и карандаш, через минуту она успокоится», — посоветовала медсестра. И точно: ребенок остановил свой крик, как говорится, на середине предложения, начал быстро рисовать. И то, как она рисовала, ни с чем не спутаешь! ~ РГ: А что было на ее рисунках? ~ Мурашова: С одной стороны, они соответствовали возрасту — это были разные головоногие. С другой стороны, безумное выражение лица, очень взрослое видение мира. Девушка сама давала своим картинам названия, особенно такие: «Падший ангел», «Поцелуй». «Как вы их придумываете?». Я спросил ее. Ответ: «Они сами приходят ко Мне». Она посоветовала мне отправить ее в художественную школу. Но моя сестра только пожала плечами: Мне, мол, по барабану ее способности, я сплю и вижу, как ухожу из семьи. Там, кажется, у отца и матери семь магазинов, о детях никто не заботится. Сейчас я показываю ее рисунки своим студентам на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Нам предстоит многому научиться. ~ РГ: Исчезнет ли такой талант?
Мурашова: Прецедента не было. Девушка явно темпераментная и упрямая. Я думаю, что она прорвется. Если он не «перегорит» в 16-18 лет, конечно. Ранний триумф, лишняя шумиха в этом возрасте — огромная нагрузка на психику малыша. Помните феноменальную девушку Надю Рушеву, которая умерла в 17 лет? Да, официально — от сердечных заболеваний. Но можете ли вы быть полностью уверены, что на самом деле бесчисленные демонстрации, интервью, выставки не усугубили историю? Или Ника Турбина. Какие удивительные стихи она придумывала в детстве! И в возрасте 27 лет она покончила жизнь самоубийством, закон существует.
РГ: Но если так, то гений не достиг бы зрелого возраста ни разу.
Мурашова: Почти все они доживают до 40 лет.
РГ: Как матери и отцы могут убедиться, что их ребенок не является посредственностью? Что на самом деле должно быть создано, чтобы возможности «выплыли» и не были потеряны с годами?
Мурашова: Прежде всего, нужно попробовать. Во-вторых, малыши обычно сами подают сигналы о том, что им на самом деле интересно, что их привлекает. Нужно просто внимательно слушать собственных детей и не давить на них, адаптируя «под себя». Ребенок собирает жучков под камешками, а мама силой затаскивает его в теннис, мучает иностранными языками. Наоборот, ввести их в биокруг. Разве мало подобных примеров? Однажды у меня был 14-летний мальчик, который увлекался уличными танцами. Приехал с мамой. Она будет жаловаться: Она не обучена, она хулиганка. На ее предложение загореться бальными танцами он просто истерически рассмеялся. Я посоветовал даме не позволять потомству мешать его хобби. И что? Он собрал единомышленников из толпы единомышленников, сформировал с ними отличную команду и — он танцует! Я не могу сказать, что мне самому нравятся их танцы, поскольку они выходят за рамки моих эстетических предпочтений. Но здесь действительно важно, чтобы у мальчика была идея. Вначале все ограничивалось брейк-дансом. Затем она переросла в полноценное представительство. Как и многим детям его возраста, им совсем не нужна очередь, они бесцельно бродят по улицам и подъездам домов. Нынешняя вселенная избыточна. Определиться в ней, даже зрелой, нелегко. Дети же, напротив, часто теряются в этой избыточности и предпочитают вообще не вмешиваться.
РГ: Это означает, что опекуны должны быть обучены? Вы начали писать книги в результате?
Мурашова: Я писала рассказы, когда была школьницей. Одноклассники и учителя хвалили меня. Потом был этап, довольно бесконечный, когда я ничего не писал, мне не хотелось. В моей больнице, на самом деле, однако, тогда готова была любовь. Это встречи. Они вдохновили меня на чтение книг, сами того не зная, охранники, которые приходили ко мне с ребятами по методичке. Они выслушают, зададут вопрос и непременно спросят, что на самом деле нужно оценить «по конкретной теме». Кроме нашей американской технической литературы, далекой от реальности, ей нечего было им предложить. Мне самому пришлось сесть за книги.
РГ: Ваши книги для опекунов из серии «Беседы с психологом» («Опекуны с любовью.» и «Когда создавать семью») часто переиздаются. Но еще чаще все желающие просто скачивают их из сети.
Мурашова: И отлично. Пусть скачивают, один нужен. Я не в претензии.
РГ: Вы пишете и обращаетесь к опекунам с просьбой не губить собственных детей. Что на самом деле имеется в виду?
Мурашова: Что у охранников есть шанс уничтожить? И встать в позу: у нас гений, не мешайте ему! Принимая преждевременные подарки за гениальность. Что оказалось раненым развитием событий. , научилась декламировать после перевернутого печатного издания и пересматривает 5 лет в качестве сувенира, чтобы удивить своих родственников и свой народ. Или другой пример — у меня был 4-летний мальчик, который однажды услышав оперу «Юнона и Авось» в записи, мог воспроизвести ее полностью и никогда не питался. Другой малыш в возрасте 3 лет просто производил математические воздействия с количеством до сотой клавиши, чтобы опекуны вели себя правильно. Они могли бы помочь развитию возможностей, а не подчинять все бездумной суете и круговерти собственного ребенка. Я не в теме 1-го из парней, с которыми общался за нескончаемые годы работы специалиста по психологии. Я могу сказать, что на самом деле он не одаренный и не мудрый. У кого-то отлично развито пространственное мышление, но есть трудности с абстрактным, у кого-то отличные коммуникативные качества, но нарушена концентрация интереса, 3 других. Мнения «мудрый — не мудрый» по отношению к мальчикам вообще, как мне кажется, неприменимы. Для меня бессмысленный человек — это не тот, кто ничего не понимает, а тот, кто не хочет аристократии.
РГ: Что представляют собой наши дети сегодня? Они сильно выделяются на фоне тех, кто был их сверстниками 20 лет назад, например?
Мурашова: Нынешние сомнения, несомненно, обсуждаются чаще, а все, что касается количества великих дел — обо всем. 20 лет назад у 13-15-летних молодых людей, как правило, не было возможности разобраться в собственных мыслях.