В XIX веке семья хлеботорговцев Папудовых, чья судьба неразрывно связана с историей Одессы, была в числе наиболее известных и уважаемых в городе. Как известно, Одесса своим фантастически быстрым ростом была обязана, в основном, порту и торговле хлебом.
Уже в 1796 году, когда был разрешен вывоз пшеницы за границу, начал резко расти объем внешней торговли. К 1812 году он достиг 25 млн. рублей, а введение в 1822 году губернатором Ланжероном права беспошлинного ввоза товаров (Порто-франко) позволило за последующие 30 лет увеличить торговый оборот почти в 30 раз. Тысячи пудов хлеба пошли в Одессы в мешках чумацкими шляхами и водным путем: Днепром, Днестром, Бугом. Его свозили в хлебные магазины, высыпали из мешков на пол, перелопачивали, пересушивали, снова ссыпали в мешки и доставляли в порт для погрузки на суда. Возле хлеба кормились чумаки, фурщики, рабочие, торговцы мешками, владельцы магазинов, маклеры, экспортные и страховые конторы, банкирские дома.
Целые улицы, например, Херсонская, уже с утра были забиты возами с пшеницей. Несмотря на то, что постоянно строились новые хлебные магазины, их было явно недостаточно для огромного количества привозимого в город товара. Сдача внаем помещений под магазины была выгоднее эксплуатации жилья, и многие переделывали квартиры под зернохранилища. Так, даже богачи Сабинские сдали под хлеб свой дворец на углу Елисаветинской и Преображенской. Можно было видеть, как биндюжники сваливали мешок за мешком за дверь, над которой красовалась мраморная доска с гербом, а груды зерна пересыпались прямо по паркету в прежних зеркальных залах. Были случаи, что помещения до того нагружались хлебом, что разваливались стены, как это случилось с магазином, принадлежавшим градоначальнику Левшину.
Поэтому целесообразно было строить специальные дома, что и сделал Папудов — один из китов хлебного экспорта, открывший свой торговый дом еще при Дюке де Ришелье в 1812 году.
Классическое изображение дома Папудова — накануне Первой мировой войны. Со старой открытки 1913 г.
Так выглядит дом Папудова со стороны Преображенской сегодня (2014 г.)
Один из самых «именных» домов старой Одессы находится по улице Преображенской, 25. К тому же это один из самых больших одесских домов. Его окна смотрят во все четыре стороны — на Соборную площадь и три примыкающие к нему улицы.
История дома Папудова великолепно демонстрирует историю Одессы в миниатюре. Строительство дома — это период самого активного роста города, расцвета хлебной торговли в зоне порто-франко. Время было такое, что торговля зерном перевешивала все остальное. Как вы смотрите на то, чтобы сейчас на Дерибасовсокй или Преображенской построили элеватор? И построил не кто-нибудь, а городской голова? Вот-вот, сейчас это вызвало бы старшный скандал с очень и очень серьезными кадровыми перестановками. А тогда это было совершенно нормальной практикой.
В 1842-1845 гг. городским головой Одессы был Константин Фотьевич Папудов (Папудов — русифицированная версия греческой Пападзис; его дальние родственники носили фамилию Папудогло) — матерый хлеботорговец. Семейство Папудовых еще в 1818 году открыло в Одессе свой первый хлебный склад — говоря современным языком, элеватор. А в 1843-1846 гг. Папудов сооружает в самом центре города — с шикарным видом на Соборную площадь — огромный амбар для зерна. Но амбар таких масштабов, с надежными перекрытиями, с толстыми, в метр, стенами (чтобы выдержать огромный вес зерна) строить надо было как следует, поэтому строил его не простой подрядчик, а настоящий архитектор Иван Козлов. Зерно здесь не просто складировалось, но и сортировалось, сушилось и фасовалось в мешки. Одним словом — настоящий элеватор. В квартале от Дерибасовской, на Соборной площади и в квартале от Греческого базара.
Дом был построен Папудовым первоначально как «хлебные магазины» — склады для хранения зерна, которые в момент постройки представляли собой вместительные хлебные амбары, где зерно складировалось, сортировалось, просушивалось перед отправкой в гавань. Строились амбары архитектором Иваном Козловым в 1843-1846 го. Впоследствии здание неоднократно перестраивалось, в том числе архитектором Ф. Моранди. Расстройство хлебной торговли в Крымскую войну привело к тому, что амбары были перепланированы в жилые помещения сначала архитектором Боффо, а впоследствии — Мазировым и Рейнгерцем.
Перспектива улицы Преображенской, снятая с колокольни Успенского собора в начале XX в. Перед Преображенским собором видна прямоугольная масса дома Папудова
В качестве элеватора дом эффективно функционировал менее десятка лет. Началась Крымская война, в которой против России воевали основные потребители ее хлеба: Франция и Пьемонт. Хлебная торговля с осени 1853 по конец 1856-го была полностью заблокирована. За это время европейские потребители импортного хлеба переориентировались на других поставщиков. А когда в 1857 г. в Одессе отменили порто-франко, хлебная торговля перешла из разряда сверхприбыльного бизнеса в разряд самого обычного. Огромные хлебные амбары в центре города стали не нужны. Зато обозначился спрос на другой род недвижимости — квартиры внаем, дешевые и дорогие, большие и маленькие, роскошные апартаменты и крохотные каморки. Население Одессы росло — строились заводы, на них требовались как простые рабочие, так и инженерный персонал.
С начала 1860-х и по конец 1970-х хлебный амбар Папудова перестраивается в огромный жилой доходный дом. В этом деле к нему приложили свои руки известные архитекторы Франц Моранди, Франц Боффо, Демосфен Мазиров, Маврикий Рейнгерц. В квартирах и комнатах жили конторские служащие, приказчики, а также, что объясняется выгодным расположением дома, «ночные бабочки». А проезд между домом Папудова и Преображенским собором стал своеобразной «биржей» проституток и извозчиков. Отсюда же пошло выражение «ей осталось только пойти на Соборку», означающее крайнюю степень бедности, вынуждающую женщин заниматься проституцией.
После перестройки «городок Папудовых», как говорили одесситы, как бы моделируя Одессу в миниатюре, состоял из совершенно несхожих ни функционально, ни даже по внешнему облику частей. Пристойные магазины и прочие заведения были по торцу, обращенному к улице Преображенской. Величественный барский особняк — со стороны Соборной площади. Доходный дом — со стороны Полицейской площади. Разнообразные службы — во дворе. Разношерстными были также жильцы и арендаторы. Если в высоких парадных залах «барского особняка» собиралась исключительно «чистая публика», весь бомонд, зверинец светских львов и львиц (здесь задавались балы, на которых танцевали по 120 пар), то в доходном доме ютились конторщики и счетоводы, младшие приказчики и многочисленные «погибшие, но милые создания». В середине 1870-х во втором-третьем этажах части дома все еще располагались хлебные магазины, причем в газетных заметках указывается, что обрушение перегруженных перекрытий угрожает жильцам первых этажей. Впрочем, через некоторое время хлебные магазины были удалены, и весь дом стал поистине доходным.
Со стороны Соборной площади занимающий все квартал комплекс замыкал четырехэтажный особняк владельцев. Здесь регулярно устраивались подобающие статусу бывшего градоначальника балы, на которых блистала тогдашняя светская львица, Ариадна Папудова (урожденная Севастопуло) — жена Константина Папудова. По воспоминаниям современников, она была «тем же предметом эстетического обожания», каким была в пушкинские времена незабвенная «мадам Ризнич с римским носом». За прелестной красавицей всегда следовала свита посещающих ее молодых людей. Веселье на балах всегда царило самое непринужденное. На эти балы съезжалось, будто в Аничков дворец, до 500 — 600 персон. Здесь бывали Воронцовы, Нарышкины, Гагарины, Толстые…
Ариадна Евстратьевна Папудова
Дочь Папудовых, Ариадна Константиновна, была хорошей вокалисткой. Ей было уже за сорок, когда она с большим успехом концертировала во Франции и пленяла множество именитых кавалеров, а юный барон Ротшильд влюбился в нее настолько, что подарил ей особняк герцога де Саган на Елисейских Полях. Накануне возвращения Папудовой в Одессу он был продан со всей обстановкой, исключая… девять дверей от внутренних входов. Дело в том, что двери эти были не простыми, а красного дерева с резными бронзовыми ручками и фарфоровыми медальонами, украшенными рисунками знаменитого Ватто. Двери доставили в Южную Пальмиру, а впоследствии установили в верхних этажах дома Папудовых. Однако путешествия дверей на этом не закочились. Ариадна Константиновна, унаследовавшая дом, вышла за генерала Мартынова, который, занимаясь обустройством собственного особняка на Каменном острове в северной столице, перевез замечательные сагановские двери в новое обиталище. Но самое занимательное — впереди! Накануне 1-й мировой войны эти антикварные изделия освидетельствовали опытные эксперты, двери были проданы за огромные деньги и установлены… на своей исторической родине, в фамильном владении де Саганов.
Фасад, обращенный к Преображенской, стал торговым и бизнес-центром с магазинами и конторами. В нем, в частности, находились магазин канцелярских товаров Ивана Маха, мануфактурный магазин братьев Самсоновых. Также в доме находилась городская типография. В 1860-х гг. часть дома Папудова занимала частная женская гимназия Анны Пиллер, причем сама руководительница гимназии квартировала в этом же доме. Фасад, обращенный к Полицейской площади, стал доходным домом, причем до середины 1870-х гг. на его 2-м и 3-м этажах располагались склады зерна. Отмечалось, что при этом существовала угроза обрушения перекрытий из-за огромного веса зерна. Внутри двора располагались хозяйственные помещения. Уже после перестройки фасадная часть дома имела четыре этажа, а в сторону двора было уже шесть этажей. Кроме того, с 1874 по 1883 гг. в доме Папудова размещалась Городская публичная библиотека.
Магазин братьев Самсоновых — угол дома Папудова по Преображенской и Полицейской улицам
К 1859 году Одесский порт принимал до 1100 судов в год и отправлял пароходы в Турцию и оттуда в Марсель, Геную, Ливорно, Неаполь, Мальту, Александрию, Триест, города Греции. Но насыщенная жизнь одесситов часто омрачалась вспышками холеры и чумы. И тогда введение карантина, как это было в 1829, 1837, 1848 0 1849 гг., полностью парализовывало жизнь горожан и, естественно, торговлю. Очередная вспышка холеры, карантин и несчастливая Крымская война разорили Папудовых и они уехали в Париж.
Смутные времена Гражданской войны принесли дому Папудова славу — в нем в 1918-1919 гг. жила великая актриса немого кино Вера Холодная. Здесь она и умерла 16 февраля 1919 г. от «испанки» — одного из вариантов вируса гриппа. На ее похоронах собралось более десяти тысяч человек — вся эта огромная процессия растянулась от дома Папудова до Старого христианского кладбища в конце Преображенской (возле Привоза и зоопарка).
В послевоенное время в одной из коммунальных квартир дома жила семья Давида Михайловича Курлянда — капитана милиции, заместителя начальника Одесского УгРо, ставшего прототипом Давида Гоцмана — главного героя сериала «Ликвидация».
В советское время из доходного дома и барского особняка сделали коммунальные квартиры. Жильем стали даже бывшие барские конюшни во дворе. Во время Великой Отечественной войны дом сильно пострадал от авиабомб. Часть дома вдоль Преображенской полностью рухнула, ее не восстанавливали вообще. Особняк Папудовых вдоль Соборной площади первоначально восстановили только в два этажа. Недостающие два этажа воссоздали в конце 1970-х гг. по проекту инженеров Одесского Гипропрома Лернера Г. Е. и Бендерского Г. Л., причем в ходе работ все конструкции сгорели во время пожара — фактически воссоздание проводили дважды. При этом применили уникальный проект с тонкими железобетонными балками-струнами перекрытий и облегченными перегородками из камыша.
На месте разрушенной части дома долгие годы располагался цветочный рынок. В 1990-е вместо него построили цветочную галерею — стеклянную на металлическом каркасе. 2 сентября 2003 г. рядом с ней открыли памятник актрисе Вере Холодной. Авторы памятника — скульптор А. Токарев, архитектор В. Глазырин.
Памятник Вере Холодной у торца сохранившейся части дома Папудова — барского особняка. Квартира, в которой жила актриса, находилась в разрушенной части дома на втором этаже, как раз в том месте, где сейчас стоит памятник
Дом Папудова — фасады, обращенные к Соборной площади
Фасады дома Папудова, выходящие на угол Соборной площади и улицы Бунина — в сторону бывшего кинотеатра «Одесса»
Дом Папудова и Преображенский собор
Фасад дома Папудова, выходящий на площадь Веры Холодной. Четыре этажа. А если со стороны двора — то шесть
Торец, относящийся к барскому особняку, отделан точно так же, как и торец крыла вдоль площади Веры Холодной
Фасад дома Папудова, доходной его части со стороны Преображенского собора и арка въезда во двор. Раньше вместо парковки здесь была «Соборка» — дореволюционный вариант «стометровки»
Лепнина над некоторыми окнами дома Папудова
Арка входа во двор дома Папудова
Во дворе — конюшни Папудовых. Но советская власть выселила лошадей и теперь в конюшнях живут люди
Двор. Видно, что со стороны двора в доме Папудова шесть этажей, в то время как со стороны фасада — только четыре