В статье представлен краткий обзор преимуществ и недостатков очень актуального и обсуждаемого сегодня метода формирования знаний и умений учащихся — дистанционного обучения. Основные аргументы «за»: независимость обучающихся от географического расположения образовательной организации, состояния здоровья, занятости, возможность участия обучающихся в организации учебного процесса: самостоятельное определение темпа и последовательности усвоения материала и др. Наиболее важные аргументы «против»: отсутствие централизованной системы аттестации и аккредитации электронных курсов, что препятствует полноценному и качественному формированию учебно-методического обеспечения дистанционного обучения, высокая трудоемкость создания электронных курсов и др. Автор рассмотрен опыт использования элементов дистанционного обучения в образовательном процессе ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия».
1. Грабко Е.Ю. Мотивация академических педагогов к организации дистанционного обучения // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 2. — С. 159.
2) Игнащук Е.В., Кириченко В.И., Кобылянская И.Н. Особенности внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс // Электронное обучение в системе непрерывного образования. — 2015. — № 1 (2). — С. 63-67.
3. Кузнецова О.В., Соболева Е.Н. Опыт внедрения элементов дистанционного обучения в образовательный процесс // Наука, инновации и образование в современном сельском хозяйстве: материалы международной научно-практической конференции, 11-14 февраля. 2014. — Ижевск, 2014 — Т. 2. С. 119-123.
4. Максимов П. В. Повышение эффективности дистанционного обучения в технических вузах // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 3. — С. 189.
5. Осипова Л.Б. Дистанционное обучение в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 5. — С. 723.
Сегодня никого не удивишь дистанционным обучением; большинство образовательных учреждений разного уровня в России и за рубежом в той или иной мере используют дистанционные технологии в педагогическом процессе. Многие студенты сегодня рассматривают эту форму обучения как альтернативу обычному обучению не только для второй ступени или повышения квалификации, но и выбирают этот метод для своего первого высшего образования. Всего 10 лет назад количество студентов в мире, получающих образование с использованием дистанционных технологий, превышало количество студентов дневной формы обучения [4]. От современных тенденций никуда не деться, и многие вузы это понимают и стараются развиваться в этом направлении. Кстати, правильно говорить «дистанционное обучение», а не «дистанционное образование», потому что это всего лишь еще один способ формирования знаний и умений учащегося, а содержание образования в этом случае остается прежним.
В работах многих современных авторов рассматриваются проблемы развития дистанционного образования в России, но, наверное, каждый из них, прежде чем исследовать проблемы, рассматривал возможность и эффективность этой формы обучения. Давайте сделаем краткий обзор и представим наши собственные размышления по этому поводу.
Итак, аргументы за:
1) Большинство исследователей первым «плюсом» дистанционного обучения называют возможность получения студентами образования без отрыва от профессиональной деятельности [1, 2]. Это, на самом деле, очень важный аргумент в пользу выбора данной формы обучения, особенно для людей, решивших получить высшее образование в зрелом возрасте;
2) нет необходимости ездить в учебное заведение, по крайней мере не очень часто. Это особенно важно для студентов с периферии: сокращает финансовые затраты и дает возможность получить диплом столичного или зарубежного вуза;
3) лица, которые в силу инвалидности не могут физически участвовать в занятиях, также имеют возможность получить образование. Наш университет и лично автор имеют опыт работы с такими студентами на дистанционной основе;
4) в нашем обществе всегда были люди, способные «воспитать» себя, т.е. которые занимаются самообучением, но по тем или иным причинам не имеют официально признанного результата такого образования — диплома. Дистанционное обучение позволяет в определенной степени снизить зависимость человека, желающего и способного самостоятельно приобретать знания, от учебных заведений и иметь возможность вместе с другими получить высшее образование;
5) возможность участия обучающихся в организации учебного процесса: выбор времени и места работы с учебным материалом, определение темпа изучения материала в соответствии с особенностями своего мышления;
6) повышается уровень сознательного отношения студентов к обучению, они начинают чувствовать ответственность за результат обучения, учатся рационально распределять свое время и силы;
7) дистанционное обучение позволяет вузам охватить больше студентов, т.е. увеличить свою целевую группу.
Конечно, у дистанционного обучения есть свои «минусы»:
1) обучающийся не имеет возможности лично обратиться к преподавателю за консультацией;
2) невозможно научиться «лично» строить отношения в коллективе (с преподавателями, однокурсниками, администрацией вуза) и выступать перед аудиторией;
3) Не каждой профессии можно обучиться дистанционно (врач, ветеринар);
4) не каждый студент способен сохранять мотивацию к самостоятельной работе. При этом не существует такого действенного мотиватора учебной деятельности, как постоянный контроль учителя. Те преподаватели, которые работают с первокурсниками в вузах, знают, как важно, особенно на начальном этапе, проверять домашние задания и организовывать регулярные тесты и викторины. Доля учащихся, не нуждающихся в таком надзоре, очень мала; они уже осознают необходимость самостоятельной работы над предметом;
5) учащиеся не могут сравнивать свои результаты обучения с результатами других учащихся и сравнивать их «вживую»: при работе у доски, выступлении на конференциях и т. д.
6) рядом нет никого, кто мог бы эмоционально подать материал, что сказывается на степени понимания (вспомним фрагмент фильма «Великий перелом», в котором Нестор Петрович читает лекцию об императоре Нероне, приказавшем сжечь Рим, что вдохновил бы его на написание стихов об огне — никто из слушателей не остался равнодушным).
7) при обучении на уроке учителю важно чувствовать понимание учащимися материала (из их мнений, из заданных вопросов, из ответов на их вопросы) и быстро корректировать процесс обучения: повторять трудные пунктов, дать дополнительные пояснения к некоторым вопросам, изменить темп изложения. Такое общение теряется при дистанционном обучении;
Студенты соблазняются и получают широкие возможности для «самостоятельного обучения», а преподаватель не в состоянии контролировать качество таких затрат на дистанционное обучение;
9) Внедрение дистанционного образования связано с большими материальными затратами для вузов: техническое оснащение, программно-технические средства, подготовка специальных кадров и т.д.
Но в то же время следует отметить, что некоторые из этих недостатков несколько компенсируются: невозможно получить очную консультацию – можно проконсультироваться в сообщениях или по скайпу; отсутствует «живое» освещение – но для части студентов обеспечивается более комфортная психологическая среда для обучения и т. д. Кроме того, традиционную форму обучения никто не отменял, у студентов всегда есть выбор: обычная очная, заочная временное или дистанционное обучение.
Наш вуз имеет небольшой опыт использования полноценного дистанционного обучения, большинство преподавателей используют дистанционные технологии в дополнение к традиционным технологиям. Например, автор разработал электронный курс по теории вероятностей на основе мудла, который уже успешно используется многими студентами очной и заочной формы обучения. Мы регулярно проводим опросы среди студентов, чтобы выявить проблемы, возникающие у них при работе с электронными курсами, и узнать их мнение об эффективности дистанционных технологий в процессе обучения [3].По мнению студентов, достаточно эффективно сочетание регулярной очной формы обучения и самостоятельной работы с электронными курсами (таблица), что подтверждается результатами анализа успеваемости студентов.