«Это нужно организовать в настоящее время, все предприятие нарушается по-другому», — убеждает заказчик, с которым был установлен совершенно другой срок выполнения плана. Это отличается от обычных движений манипулятора: это становится ультиматумом, навязывает жертве обязанность помочь и заставляет ее чувствовать себя виноватой.
Автор книги «Я манипулирую тобой» Никита Непряхин определяет манипуляцию как изображение защищенного, вопреки воле человека, психического воздействия с помощью мифа, задания и сценария-линии поведения. Непряхин по-прежнему обладает нужными характеристиками манипулятивного воздействия:
Психологическое давление. Манипулятор ищет слабые места жертв, оказывает сильное эмоциональное воздействие на которых нелегко критически осмыслить историю. Чаще всего манипулятор заставляет жертву быть виноватой, что вдохновляет ее на поступок: она снова попытается пойти на поправку и сделает «заказ».
Принудительная диспозиция. Чтобы заставить человека противопоставить свою волю основным целям манипулятора против его воли, он заставляет различными методами выполнять что-то против воли.
Секреция. Манипулятор чаще всего не имеет в виду явный отказ от того или иного воздействия, не объясняет, почему это должно быть выполнено, и вводит в заблуждение. Быстрее всего, приведенные им аргументы не воспринимаются как значимые. Однако это трудно понять из-за психического давления.
Прежде чем понять действия манипулятора, нужно понять, почему человек вообще поддается этому воздействию. Специалист по психологии Харриет Брейкер в собственной книге «Кто дергает за ниточки или как не манипулировать» пишет, что жертвы манипуляций ведутся по следующим причинам:
Желание поощрять и признавать других;
Страх перед негативными эмоциями;
Неспособность защищать личные границы;
отсутствие чувства собственного достоинства;
Внешний локус контроля (человек приписывает все свои похвалы внешним событиям и не видит в этом своего собственного вклада).
В уязвимом состоянии человек просто подчиняется манипулятору, который сразу видит слабые места жертвы и воздействует на них. В каком смысле? Создатель монографии «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита» Евгений Доценко знает о популярных методах:
Явные и неявные обобщения («всегда ты», «никогда не помогаешь», «ты всегда опаздываешь»).
Неопределенный референтный индекс («Это было давно», «доказано научно»).
Коммуникативный саботаж (отвечать вопросом на вопрос, который в некоторых предложениях игнорируется).
Размытые аспекты («Справится только успешный человек»).
Замените влияние («В твоем возрасте я уже знал, как…»).
Обилие эмоционально-оценочных цветов.
Гипербола («иначе компания развалится», «страдают все»).
Благодаря этим приемам манипулятор вводит в заблуждение собственную жертву, а с помощью психического давления не позволяет различать противоречия, логические промахи и прочую неправду.
Как распознать манипуляцию и не поддаться ей
Сначала вы осознаете, что манипуляция — это действительно более высокий шанс, что вы не находитесь в деструктивном состоянии. Это стоит сделать, как только вы заметите любое из соответствующих ощущений:
иррациональное чувство вины;
Страх не оправдать чужие ожидания;
Страх из-за того, что, по сути, этого не произошло;
Страх перед негативными последствиями, придуманными манипулятором;
Чувство, что вы и ваша работа не имеют смысла.
И это только самые важные ощущения, которые имеют все шансы устоять при манипуляциях. Самое главное — понять, что вы действуете не по своей воле, а затем противодействовать. Как. В своей собственной книге Брейкер говорит о необходимости для манипулятора продемонстрировать тщетность своих действий:
Задавайте вопросы, чтобы прояснить ситуацию
Как мы уже говорили, манипулятор будет пытаться ввести в заблуждение свою жертву, для чего он часто искажает информацию, делает большое количество необычных бессвязных суждений и допускает закономерные ошибки. Начните распутывать историю и задавайте как можно больше уточняющих вопросов, пока манипулятор не зайдет в тупик. Ваша задача — построить конструктивный разговор и прояснить задачу манипулятора.
Выражайте свое личное мнение
Объясните, почему вы согласны или не согласны, предложите другой вывод. Например, если клиент заставляет вас завершить план до истечения срока, спросите, почему происходит задержка. Далее укажите причины, по которым вы не можете устроить его в данных обстоятельствах. Вы обсудите возможные варианты завершения истории: нанять других людей для выполнения работы, отложить другие задачи и далее, например. Или же вы согласитесь, что стоит забыть обо всем, как есть.
Это необходимо для того, чтобы получить реалистичную картину и обдумать все «за» и «против». Постарайтесь направить разговор в рациональное русло, пока манипулятор пытается применить оценочные суждения.
Назовите свои зоны ответственности
Например, если коллега просит вас помочь с задачей, которая требует много времени, объясните, почему вы не можете это сделать. Если вы единственный сотрудник, компетентный в рассматриваемом вопросе, стоит обсудить с руководителем возможность консультирования коллег, но в рамках рабочего дня.
Если вы чувствуете, что не можете преодолеть собственные чувства, прервите разговор и предложите вернуться позже. В противном случае манипулятор воспользуется вашим уязвимым состоянием. Вы также можете попробовать сделать себя непредсказуемым: ответить с юмором на обвинение, устроить любезность.
Например, если манипулятор задал медленный темп разговора (скорее всего, это утомит собеседника), отвечайте в еще более неторопливом темпе, рекомендует Доценко.
Если манипулятор совсем не желает выслушать разумные доводы, ответить на ваши вопросы и как-то прояснить историю, просто прервите разговор. Оно того не стоит.