23% россиян знают патриотизм как готовность говорить о своей стране, какой бы горькой она ни была, по следам выборочного опроса старшеклассников. Однако обнадеживающее большинство патриотов по-прежнему считает преданность родине
Не все и защита от нападения
Между сенсорным и деятельностным сознанием патриотизма большинство россиян выбирают впечатление. Данное утверждение означает, что 2 тридцать процентов россиян (67%) должны быть патриотами, чтобы поклоняться своей стране, процветанию государства. Таковы результаты выборочного опроса, проведенного Центром исследований гражданского общества и секции некоммерческих организаций Высшей школы экономики (РБК).
Как проходил опрос
Опрос проводился в декабре 2020 года, объем выборки — 2003 человека городского и сельского населения старше 18 лет. Данные были собраны с помощью их собственных интервью.
Центр исследований городского общества и нестационарной секции Высшей школы экономики проводит систематический прогноз состояния гражданского общества Российской Федерации с 2006 года.
20% респондентов знают патриотизм как поддержку нуждающихся.
Только 12% россиян знают патриотизм как образ определенных действий — траты собственного времени или ресурсов на заключение социальных задач. Однако 16% респондентов расположены к локальному патриотизму, то есть готовы работать или работали ради процветания пространства — мегаполиса, местности и т.д.
В этом году доля тех, кто считает патриотизм влечением к изменению положения дел в стране, составит 2020 г. Создатели исследования связывают это с чувством бессилия на фоне пандемии, приводящим к ощущению невозможности повлиять на происходящее.
Хуже, чем в детском доме»: что ждет Уолл-стрит — 4 пункта
Укус клеща: собственно, что создавать и как предотвратить заболевание
Как онлайн-бизнесы с видеоподдержкой задерживают пользователей
Как выглядит рынок: Сравним комиссионные ведущих сайтов
Netflix, Paypal и Nvidia разочаровали трейдеров. Что произойдет с их акциями
‘Я был бы отвратителен сегодня в возрасте 20 лет’: как отдыхает Билл Гейтс
Как молодой человек из трущоб стал самым роскошным корейцем, нажавшим на главу Samsung
Международная логистика в 2022 году: как сейчас импортируются товары в Россию
Почти в одинаковой степени россияне ассоциируют патриотизм, например, с защитой родины от всех нападок и обвинений (24%) и с радостью поболтать о стране, какой бы горькой она ни была (23%). Каждый 4-й (25%) называет патриотизмом преимущество своего государства над другими. Только 10% согласны с объяснением того, каким должен быть патриот, чтобы считать, что у государства нет недостатков.
Патриотизм и благотворительность
Хотя россияне положительно относятся к волонтерству и благотворительности, в том числе и участвуют в этих практиках, в глобальном сознании они не связаны с патриотизмом, говорит директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческих секций Высшей школы наук Елена Мерсиянова. «Для того чтобы больше людей с патриотическим настроем выражались в определенных действиях на благо государства, необходимо сделать для этого инфраструктуру, чтобы удобно было выполнять мелкие дела на пространстве проживания. Часто люди не имеют элементарной информации о том, где и как они имеют все шансы приложить усилия на благо дома и государства в целом», — отметил специалист.
По словам Мерсияновой, люди, которые видят в патриотизме приверженность Родине, более позитивно воспринимают свою личную жизнь и чувствуют себя счастливыми. Соответственно, ощущение собственного счастья влияет на приверженность нуждающимся. Большинство респондентов в Российской Федерации (79%) считают себя счастливыми. За последний год 35% «счастливых россиян» по сравнению с 25% «несчастливых» бескорыстно помогали незнакомым людям, нуждающимся в помощи. 41% россиян, считающих себя счастливчиками, смогли помочь, по сравнению с 31% «невезучих». Мерсиянов, что на самом деле, чем более несчастным человек переживает себя, тем меньше шансов, что он, несомненно, поможет другим.
Старшее поколение всегда жаловалось на недоступность патриотизма в будущем, но разрыв между тем, что предпочитает родина и на что она готова влиять, быстро приобретает декларативный характер, считает политолог Алексей Макаркин.
«Патриотизм воспринимается как общепринятая норма в обществе: Если человек действительно говорит, что он не патриот, то на него начинают косо смотреть. Это конформизм, обратной стороной которого является нежелание работать и добиваться того, что считаешь нужным», — говорит Макаркин. Согласно его трудам, молодежное чувство патриотизма отличается от первого силой своей встроенности в массовую вселенную и склонностью формулировать свое созерцание изменчиво. «Молодые люди будут стараться дистанцироваться от официального патриотизма, но в то же время они считают элитарным быть волонтером, оказывать поддержку. Патриотизм для них более локальный, связанный с их семьей, с желанием начать малый бизнес, чтобы помогать другим», — отмечает эксперт.
В последнее время понятие патриотизма изменилось от абстрактного чувства «любви к родине» до стремления и требования к сильной сверхдержаве, добавляет политический консультант Дмитрий Фетисов. «Все всплески патриотических настроений происходили после геополитических, таких как аннексия Крыма или спортивные вылазки Российской Федерации. Эффект от спортивных успехов был краткосрочным, Крым оказывал положительное долгосрочное влияние на патриотизм, но сейчас этот эффект исчез», — говорит Фетисов. Видно, что количество желающих уехать уменьшилось, продолжает он, наряду с тем, что количество и глубина требований к властям со стороны тех, кто хочет остаться в Российской Федерации, возросли.