Совет безопасности Беларуси не усмотрел оснований для введения чрезвычайного положения в республике. Накануне президент Александр Лукашенко подписал поправки к . РИА Новости, 20.07.2021.
МОСКВА, 20 июл — РИА Новости, Антон Лисицын. Совет безопасности Беларуси не усмотрел оснований для введения чрезвычайного положения в республике. Накануне президент Александр Лукашенко подписал поправки к закону, позволяющие армии участвовать в подавлении массовых беспорядков. В то же время в Минске был представлен проект конституции в рамках обещанной обществу реформы. Агентство РИА Новости писало о законности президента. Окончательные предложения по конституции, подготовленные специальной комиссией, созванной Лукашенко, опубликованы на сайте Круглого стола демократических сил. Президентом могут быть избраны граждане Беларуси по рождению, не моложе 40 лет (в настоящее время — 35), постоянно проживающие в Беларуси не менее 20 лет (в настоящее время — 10, согласно действующему законодательству), не имеющие иностранного гражданства или постоянный вид на жительство за границей. Премьер-министр назначается президентом с согласия парламента, но глава государства не имеет права отменять акты кабинета министров или издавать указы. Новый орган — Всебелорусское народное собрание — может уволить президента, если он совершит измену или другое тяжкое преступление. По планам реформаторов, Народное собрание будет высшим представительным органом, объединяющим депутатов, сенаторов и делегатов органов местного самоуправления. Есть еще несколько предложений: признать, что вступать в брак могут только женщина и мужчина, не допустить монополизации СМИ, в том числе государственных, запретить вступать в партию представителям правоохранительных органов и судьям, ввести уполномоченного по правам человека (назначается президентом), обеспечение президента свободной прессой. Первая версия конституции независимой республики была советской в том смысле, что высшие советы имели ключевую власть. После победы на выборах 1994 года Лукашенко и парламент инициировали референдум, и президент получил больше полномочий. Кроме того, русский язык стал государственным — наравне с белорусским. В 2004 году был проведен еще один референдум — белорусам было предложено фактически снять ограничение в праве быть избранным президентом более чем на два срока. В 2019 году Лукашенко поручил Конституционный суд подготовить поправки, перераспределяющие полномочия между ветвями власти и прогнозирующие парламентские выборы по партийным спискам.В 2020 году, еще до протестов, он снова озвучил поправки, сетуя на неуверенность окружающих: «Люди просто боятся более решительных перемен к конституции». А осенью глава государства поделилась своими опасениями: «Я сторонник новой конституции. Не потому, что нужна какая-то демократия. что вы не можете дать такую конституцию неизвестному президенту. Он напомнил, что будет передача власти: «Работал с вами как с президентом над новой конституцией. Поэтому следует успокоиться и успокоиться. Я никогда не допущу фальсификации принятия новой конституции или фальсификации выборов по новой конституции»: «Потому что белорусам предстоит пройти через то, через что они должны пройти. Сейчас лучше, без войны. «Президент России Владимир Путин тоже поддержал конституционную реформу в Белоруссии. Лукашенко по-своему отреагировал на такую моральную поддержку. Там все начали писать: Лукашенко обещал Путину конституционную реформу. Я никогда не давал никаких обещаний никому, кроме вас — своих людей, — сказал он на встрече с коллективом «Молочного мира».— Источник власти Меняется не только Основной закон. Поправки, которые уже подписал Лукашенко, касаются чрезвычайного и военного положения, применения вооруженных сил для подавления беспорядков. В администрации главы государства пояснили, что речь идет о попытках «резкой смены конституционного строя, захвата или захвата власти, вооруженного мятежа, массовых беспорядков, межнациональных и межконфессиональных конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями, создающими прямую угрозу жизни и безопасности граждан». граждан». Официальный Минск признал, что это была реакция на прошлогоднее чрезвычайное положение. «У нас нет оснований говорить о необходимости принятия решения о введении чрезвычайного положения», — заявил заместитель секретаря Совета безопасности Александр Рахманов.Место Лукашенко Белорусский политолог Валерий Карбалевич предостерегает от поспешных выводов. «У нас есть неофициальная версия изменений в Конституцию. Это пока не документ от имени государства», — отмечает он в интервью РИА Новости. Тем не менее, если поправки будут вынесены на референдум, у правительства появится другая конфигурация с несколько ограниченными полномочиями президента. «Кроме того, глава государства перестанет быть, по сути, основным источником нормативных актов», — указывает Карбалевич, имея в виду то, как Лукашенко управлял страной средства президентских указов.» Самое интересное даже не в том, что будет делать сам Лукашенко: в новых полномочиях. Права председателя Президиума Всебелорусского народного собрания весьма расплывчаты. Итак, если представленный законопроект становится официальным, это означает: в стране начался транзит власти, рассуждает Карбалевич.Кроме того, некоторые детали могут изменить всю картину: например, когда изменения вступят в силу – сразу после референдума или Через несколько лет политолог Александр Носович также указывает на неофициальный статус проекта. «Но этот документ был представлен Совету старейшин — верхней палате белорусского парламента. Это вполне репрезентативная площадка. Нынешняя редакция — точка отсчета в диалоге с двумя основными корреспондентами Минска — общественностью и Москвой», — сказал он. — объясняет собеседник РИА Новости. В Беларуси и России считают, что Лукашенко хотел бы сохранить некоторую власть, — продолжает Носович. — В этом смысле должность председателя президиума Белорусского народного собрания — достаточно перспективная должность. Полномочия парламента отвечает требованиям протестующей части белорусского общества и означает переход к модели СССР или нынешнего Китая». Это был тогда глава Президиума Верховного Совета. Он считался главой государства. Что касается ссылки на нейтралитет — это переход исключительно для России», — поясняет Носович. В феврале на белорусском народном собрании министр иностранных дел Владимир Макей заявил, что Минску следует отказаться от многовекторности в пользу поворота. на восток, ждет реакции Москвы на возможные изменения.