Популярное ожидание, связанное с нашим потребительским отношением, заключается в том, что искусство должно быть элегантным, должно воспитывать, должно разочаровывать или забавлять. Мы зависимы, на самом деле, реальность устроена таким образом, что нам всегда хочется что-то распознать, чтобы вызвать эмоции. В искусстве по отношению ко всем потребителям, их собственному семейству антител и противостоянию мнению большинства. И в то время, когда все (от рекламы до поп-сцен) предлагают багаж обыденного и неприятного, художники создают обратное и требуют усилий и интенсивного вовлечения ума. Напротив, когда все предлагают скорость в качестве ведущего смысла, художники становятся долговременными и вязкими видео, у которых нет начала и конца, ради единственной цели — организовать невозможное использование искусства. Искусство как воплощение идеи красоты появилось в XVIII веке (тогда был замечен эстетический урок), но довольно быстро закончилось. В связи с тем, что единственное, что фактически осталось для искусства до 20 века — это стандарт, но как мы видим, стандарт средневековья выделяется на фоне наших передовых представлений.
Татьяна Балашова, куратор курса «прогрессивное искусство» в рамках «Культурного проекта».
Доверяйте людям, которые создали свое собственное искусство жизни
Помню личный кошмар, когда я впервые попал на выставку передового искусства — «первую коллекцию» Пинчука в квартире художника — на третьем курсе (изучал тогда в Академии эпоху Возрождения) и заметил Борща Дорта в контексте химических веществ из группы «Перцы», «Атомную любовь» Ильи Чичкана, большие объемы неопрятной живописи. Это потрясло меня. Некоторое время, общаясь с художниками и критиками, я сомневался, что на третьем курсе я предполагал аристократию больше, чем людей, предназначающих искусство для своей собственной жизни. Я начал проявлять интерес к их мыслям и мотивам и быстро понял, что никто не пытается меня прикрыть. Можно было оставаться в собственном мировоззрении, и за это время моя третья галактика была бы неразрушима до сих пор. Не выводя себя за пределы личных возможностей, мы никогда не откроем свежего, не увидим того, что готовы увидеть только художники, не заметим той свободы, которой обладают они.
Изучите «визуальный» язык
Понимание искусства сродни знанию иностранного языка. Вы можете поехать за границу и самостоятельно освоить небольшой свежий текст. И есть возможность купить учебник или заниматься с преподавателем. Но лучшим вариантом является сочетание этих методов. Осознавая передовое искусство, необходимо полагаться на собственные чувства, а потом на них отвечать дважды. После обретения собственного «словарного запаса» стоит обсудить, подискутировать. Неплохое искусство каждый раз рассматривается как предложение для аргументации и рассмотрения.
Джексон Поллок за работой
Не все, что создано в нашем веке, является прогрессивным
Современными художниками можно назвать людей, которые пытаются понять, каков мир сегодня, какие задачи стоят сейчас перед искусством, обществом и человеком. Но рядом с ними есть творцы, придерживающиеся привычки и академической живописи, которую можно было увидеть в 17 веке. Все украинское художественное образование академично, в нем нет ни малейшего дела к нашему времени, а семья из 17 века.
Несмотря на то, что мы не жили в XIX веке, реализм (как ведущий метод дизайна того времени) кажется нам вполне понятным. Но это поверхностное ощущение, потому что мы смотрим только на узнаваемую форму; мы не знаем образовательного контекста, в котором была создана работа. Это означает, что мы просто используем его бессознательно. Если мы действительно хотим понять искусство XIX века в реальности, то мы должны серьезно подойти к изучению индивидуальностей того времени: а именно, что люди думали о себе и своем времени, как они переживали, что для них было ценным, для кого художники создавали свои произведения, как функционировала система искусства, как была организована беседа и так далее. Современным людям гораздо легче понять прогрессивное искусство, потому что они считаются теми, кто живет, работает и переживает в наше время.
«Фонтан» Марселя Дюшана
Культурные центры доверия
При выборе выставок для посещения я, как правило, ориентируюсь на места и институции. Это, конечно, Мистецький Арсенал, PinchukArtCentre, Центр визуальной культуры, Isolation, галерея «Бурса», галерея «Дукат», Closer. В Харькове — «Ермиловцентр», в Одессе — Музей передового искусства, во Львове находятся самые увлекательные неформальные выставки и галереи, одобренные самими художниками. Что касается универсальных выставок, то здесь стоит посмотреть различные биеннале, например, Венеции, Стамбула или кочующую европейскую «Манифесту», есть «Документ» (он проходит раз в 5 лет в Касселе) — это то, что обязательно стоит посетить, куда обязательно стоит переехать.
Прислушиваясь к мнению дизайнеров
Слово художника должно перевешивать вес любого искусствоведа. Прежде всего, нужно знать основные источники: ходить на встречи, слушать диалоги, пересказывать их слова, смотреть на них в Facebook. Из книг рекомендую обратить внимание на «Философию Энди Уорхола (От А к Б и наоборот)», почитать Грейсона Перри «Не бойтесь галерей», образец слов художника «Тиберий Сильваши . Эссе. Слова. Диалоги». Существует также журнал «Просторы», для которого пишут многочисленные украинские деятели искусства.
Работы Клеймо Ротко
Наблюдение за движением прогрессивного искусства
Молодые художники в Украине выделяются не благодарностью, а вызовом. Поскольку наше образование не способствует этому, до недавнего времени не было преемственности между художниками разных поколений: Выше определенного уровня они начинали конкурировать, вместо того чтобы поддерживать друг друга. Один человек, который «жалит» всех и является авторитетом для разных поколений — это Тиберий Сильваши. Другие художественные места теперь считаются основным пространством для творческого развития молодежи. Например, КАМА, где преподает художница Леся Хоменко. Лада Наконечная вместе с коллегами построила собственную среднюю школу и уже провела некоторые расходы. Безусловным открытием для меня стал Фестиваль молодых дизайнеров в Арсенале. Замечен ряд весьма интересных авторов, например, Маша Плотникова, Юлиана Голуб, Сергей Григорян, Кристина Ярош и Анна Ходькова, Ирина Субач, Вячеслав Поляков.
Рынок каждый раз подхватывает и пытается присвоить произведения, которые попадают в резонанс со временем. Это как мода: «От моды, например, никуда не деться, поскольку она становится популярным качеством, включая отказ быть модным», — писал Бодрийяр.
В настоящее время в перформансе происходит нечто более захватывающее. На мой взгляд, это самое автономное искусство, которое выдерживает рынок с конца 60-х годов. Поскольку он настойчиво просит посетителя о собственном присутствии, он также является самым надежным, поскольку личная компетентность — единственное, что невозможно подделать в наше время.
Работы Сьюзен Ротенберг в Тейт Модерн
Понять и принять «Черный квадрат».
Чтобы понять картину, нужно знать, какое место в творчестве Малевича занимает это произведение. У него была довольно жесткая доктрина возникновения искусства, которое, по мнению художника, должно было достичь своей высшей формы — супрематизма. Сам дизайнер также прошел этот путь — от импрессионизма к супрематизму. Изображенный вид является ключом к его учению об эволюции искусства, которое одновременно завершает предыдущий период и раскрывает новый. Если посмотреть на все работы, выполненные до «Черного квадрата», то просто ответишь на вопрос, что на самом деле изображено на картине: либо обнаженная женщина на лоне природы, либо блюдо с персиками на нем и сидящая за ним женщина, либо украинская женщина в этническом костюме. Но на самом деле это холст, на который нанесены цвета таким образом, чтобы вы увидели то, чего нет. Но если задать аналогичный вопрос о картине Малевича, то ответ будет прост: на белоснежном фоне темный квадрат. Это изобретение, где четкое соответствие между изображением и тем, что представлено, между символом и обозначением, показывает, куда идет путь искусства. Дизайнер прекращает создавать иллюзии в очень честной упаковке и может помочь избавиться от них.
1-й показ фильма «Темный квадрат» Казимира Малевича
Узнать больше о современном искусстве можно на лекциях «Плана культуры