— Когда выйдет интервью, будет выпущен и ваш клип. Расскажите, о чем она, кто ее сделал.
— Его поставил наш друг Анджей Вальдберг, очень талантливый и недооцененный режиссер, потому что последствия его работы не живут долго. Он снимает фильмы для церемоний открытия и закрытия, например, «Кинотавр». Он прослушал наш диск и решил снять для нас клип.
И я отец, и Анджей отец, мы много говорили об этом. Этот клип о том, как дети бьют своих родителей, что их ждет. Можно смотреть клипы по одному, но в целом это единое целое, три серии одной истории.
Режиссером выступил замечательный Юрий Никогосов, снявший также сериал «Измена» и фильм «Купи меня». Продюсером фильма выступил наш компаньон и организатор всего Олег Талисман, у которого есть компания Location Moscow. Он много работает в кино.
12-минутный клип сразу с тремя песнями («1999», «17:05» и «Друг» с Томасом Мразом в главной роли): о насилии и мести за него
— Тема детей всегда присутствует в той или иной форме. На вас неоднократно навешивали ярлык инфантильности. Когда это началось?
— На самом деле песни, которые мы выбрали для клипа, действительно тяжелые, подвижные и энергичные. Они ни в коем случае не детские. И я бы не назвал это музыкальное видео, хотя в нем участвуют дети, детским.
— Отцовство как-то влияет на ваше творчество?
— Я не знаю. Вы всегда пытаетесь найти общий язык с ребенком, а чтобы было легче, стараетесь вспомнить, кем вы были в его возрасте, что думали и чувствовали. Взрослые часто чего-то требуют от детей, потому что видят ситуацию из собственного опыта, а не глазами ребенка. Какое отношение к этому имеет музыка? Ну, Вася не совсем фанат группы SBHR, что-то ему нравится, что-то нет. На некоторых альбомах есть песни, которые я написал непосредственно для него. На последнем альбоме, я думаю, их нет.
— Песня «Друг», являющаяся третьей частью клипа, была записана с Томасом Мразом — как вы с ним познакомились?
— Мы выступали в Уфе. Алмас родом отсюда. Я слушал его, кажется, предыдущий альбом, в котором много акустических треков, один из них называется «Manewr», мне также понравился другой его трек, который он сделал с Supczyk [продюсер SP4K] — такой продюсер .
Мы выступали с ним на одном фестивале. И либо я подошел к нему, либо он подошел ко мне. Ромек Муджус тоже был с нами. Мы все вместе погуляли, очень хорошо провели вечер и ночь, поговорили, поели шаурмы, чуть не насыпали Ромеку горчицы — у него на нее аллергия — и обсудили, что неплохо было бы сделать что-нибудь вместе. Потом он переехал в Петербург, и я написал эту песню («Друг») и предложил ему спеть один куплет. С Алмасом проблем не возникло — он пришел, и мы записали все за две сессии.
— В «Друге» он как будто не своим голосом пел. Кому пришла в голову идея сделать это?
— Он и я сделали это вместе. Он из мира рэпа, это немного другое. Там написано: «Включи пластинку, и я спою джем». Он пел-пел-пел немного, мы пробовали так и эдак, а потом это выкристаллизовалось новым для него способом. Я думаю, что это очень поднимает песню.
— Десять лет назад вы отправились в тур со своей группой Centr писать материал для Afisz и вообще очень хорошо отзывались о русском рэпе. Как вы сейчас чувствуете себя в этом жанре?
— Я люблю рэп. По сути, вся интересная русская музыка, которую мы сейчас имеем, — это рэп. Там много плохого дерьма, но также и много крутых, дерзких, смелых вещей. Я очарован тем, что в нем много жизни и реакции публики. Я фанат сайта The Flow и комментирую его, это единственное русскоязычное СМИ, посвященное музыке.
— А насчет «не параши» вы бы выделили, что это не совсем топ?
— Мне нравится вся сцена Ufa-DopeClvb, к которой когда-то принадлежал Алмас. Мне нравится их камин, их музыка, их подход к тому, что они делают. Песня про супермаркет очень классная: «Напитки, еда, напитки, еда». В ней нет пафоса, такая чистая радость.
— Почему я все время спрашиваю о рэпе, шесть лет назад в одном из интервью вы сказали: «Честно говоря, самые отвратительные вещи в современной русской музыке — это песни Васи Обломова или песни Noize MC, сделанные для ссанья». Теперь, когда главный альбом на данный момент — «Paths Are Inexplicable» группы Face, согласны ли вы с собой, что было шесть лет назад?
— Я просто не считаю песни Васи Обломовой талантливыми. Сама форма искусства мне не близка. Уверен, могут быть «утро в газете — вечер в поэме» супер таланты. Десять лет назад у группы «Ленинград» или «Рубль» было вот что: актуальные, сильные, энергичные песни о том, что здесь и сейчас. У меня еще не было возможности послушать альбом Face, но я бы с удовольствием.
У меня сложилось впечатление, что написать что-то необычное и неожиданное о том, что происходит сейчас, и как-то зафиксировать это так, чтобы можно было слушать через пять, а еще лучше через двадцать лет, не испытывая дискомфорта, довольно сложно. Надо иметь очень сильную оптику, чтобы смотреть на это издалека, а не вникать в происходящее.
Как будто весь русский рэп уже давно такой социальный. Была книга жалоб: жалобы на плохо убранные улицы. Существует очень тонкая грань между возвышенным трагическим произведением и обычным нытьем и нытьем.
— По сравнению с мейнстримным рэпом и вообще мейнстрим-попом ваша музыка совсем другая, жизненная, насыщенная эмоциями со знаком плюс…
— … Это не наша вина, это то, как мы хотим писать! Дело в том, что существует много рэп-музыки, созданной подростками для подростков. Когда ты подросток, ты любишь жаловаться, что ты один, что все не так. Это попытка убежать от реальности, это этап в жизни каждого, и поэтому так много музыки.
— Ну, у вас есть музыка для тридцатилетних.
— Я не знаю! К нам приходят и подростки. Мне сложно сказать, для кого предназначена [наша музыка]. Фокус-группы нет. В конце концов, мы делаем то, что считаем нужным.
— Клип на «Африку» — зачем снимать клип на старую песню?
— Этот клип мы сделали больше года назад, потом какое-то время были заняты другими делами, монтажом, потом искали подходящий момент для его выпуска. Это странно по меркам шоу-бизнеса, но это не значит что-то вечное. Это отличная песня, почему бы и нет?
— Почему Гудков?
— Саша — наш друг, мой и Жени (Жени Борзых — прим. ред.). Снимали клип в лагере на Камчатке. Снимали ночью, когда можно было уйти от детей: это стоило больших усилий. Потому что ты уже чем-то занят и сейчас тебе нужно снять клип. Спасибо Саше за то, что терпел все это и делал это. Но мы действительно хорошо провели время. Мне кажется — и это необычный случай — что это передается через экран. Это история любви странного лесного существа, лесного гепарда и водяной русалки.
— Как получилось, что в вашей группе оказалась Евгения Борзых? Вы ее уговорили — она сама это сделала?
— Я много лет болею за Женю. Мы были близкими друзьями последние четыре или пять лет. Никто никого не убеждал. Все началось с того, что я познакомился с Женей и предложил ей вместе записать песню. Постепенно она стала ходить на концерты, и как-то так все и получилось. Это было очень логично. Это очень приятное чувство — так должно быть всегда.
— Много повторяющихся тезисов о том, что каждый альбом — это как заново изобретать себя. Так было и с «Мы не спали, мы мечтали». Ваша музыка стала ярче, живее, насыщеннее. Какова была идея этого с самого начала?
— Этот альбом мы записали с нашим другом Сашей Липским, половинкой электронного дуэта Simple Symmetry, моим близким другом. Мы давно хотели сделать что-то вместе.
Каковы были цели? Чтобы было много грува — наверное, это мы для себя поставили: все жанры, кроме скуки.Худшее в музыке для меня — это сонливость.Так что мы работали вместе, чтобы сделать его танцевальным альбомом, не в смысле электронной танцевальной музыки, а чтобы нам захотелось танцевать под него.В нем говорится: «Эта песня нуждается в том, чтобы ты танцевал» не просто так.Даже в самых мрачных песнях много грува, они также засасывают вас.Вы хотите двигаться, качайте головой в такт, переминаясь с ноги на ногу.
— Вокруг вас долгое время было сообщество музыкантов: группа Lemonday и Pies i Kapela.Теперь ты одинок.Почему это так?
— Все прекрасно обходятся без нас.Может быть, это связано с тем, что инди-музыки в целом стало меньше, и все везде читают рэп.И у нас почти нет времени заниматься своими делами.Кроме того, в последнее время мне почти не попадается что-то интересное, что могло бы меня увлечь.А вот, например, Илья [Барамия] нашел Айгель и они сделали свой проект.