В целом менталитет состоит из преобладающих паттернов, стереотипов и моделей мышления. Русские не обязательно русские. Человек может гордиться тем, что он «казак», «башкир» или «еврей» в России, но, кроме России, все русские (прошлые и настоящие) традиционно называются (независимо от происхождения) русскими. На это есть причины: как правило, все они схожи по своему менталитету и стереотипам поведения.
Фото: Светлана Алюк / Depositphotos
Россиянам есть чем гордиться: у нас огромная и сильная страна, талантливые люди и глубокая литература, но мы знаем и свои слабости. Если мы хотим стать лучше, мы должны познакомиться с ними.
Итак, давайте посмотрим на себя со стороны, т.е. с чисто научной и исследовательской стороны. Что культурологи отмечают в качестве специфических особенностей русского менталитета?
1. Коллективизм, примат общего над личным: «мы все свои», нас объединяет все и «что говорят люди». Общность выливается в отсутствие личной жизни и возможность заступиться за любую соседскую бабушку, которая расскажет вам все, что думает о вашей одежде, манерах и воспитании ваших детей.
То же самое относится и к терминам «общественный» и «коллективный», которые отсутствуют на Западе. «Мнение коллектива», «не отделяйся от коллектива», «что скажут люди?». — Коллективность в чистом виде. С другой стороны, они скажут вам, есть ли у вас торчащая бирка, развязанный шнурок, испачканные штаны или порванная сумка для покупок. А еще мигать светофором, чтобы предупредить ГАИ и уберечь себя от штрафа.
2. Стремление жить правдиво. Термин «истина», часто встречающийся в древнерусских источниках, обозначает правовые нормы, послужившие основанием для суждения суда (отсюда и выражения «судить по правде» или «судить по правде», т. е. объективно , справедливо). Источниками кодификации являются нормы обычного права, княжеской судебной практики, а также нормы, заимствованные из авторитетных источников — прежде всего из Священного Писания.
Помимо русской культуры, это чаще относится к поведению в соответствии с законом, принципами приличия или соблюдением религиозных предписаний. Восточная ментальность не говорит об Истине, в Китае важно жить по заповедям, оставленным Конфуцием.
3. Выбирая между разумом и чувством, русские выбирают чувство: честность и душевность. В российском менталитете «целеустремленность» почти синонимична беззаконию, эгоистичному поведению и не почитается как «американская». Среднестатистическому россиянину сложно представить, что можно действовать разумно и осознанно не только для себя, но и для кого-то другого, поэтому бескорыстные действия приравниваются к действиям «от сердца», основанным на чувствах, без головы.
Русская ментальность — это отвращение к дисциплине и методизму, жизнь по сердцу и настроению, смена настроения от мира, всепрощения и смирения к беспощадному бунту, к полному уничтожению — и обратно. Русский менталитет живет больше по-женски: ласковостью, мягкостью, снисходительностью, плачем и гневом реагируя на последствия такой жизненной стратегии.
4. определенный негатив: большинство россиян чаще видят в себе недостатки, чем достоинства. За границей, если кто-то случайно обидит другого человека на улице, почти у всех стандартная реакция — «Извините», извинение и улыбка. Вот так их воспитывают. К сожалению, в России эти паттерны более негативны, можно услышать «Ну что ты пялишься?» и что-то более острое. Русские очень хорошо знают значение слова скука, которое невозможно перевести на другие европейские языки. На улицах не принято улыбаться, смотреть в лица другим, неприлично дружить или просто разговаривать.
5. Улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости. На Западе чем больше человек улыбается, тем он вежливее. В традиционном русском общении требование честности является приоритетным. Улыбка по-русски показывает личное расположение к другому человеку, к которому, конечно же, относятся далеко не все. Поэтому, если мужчина улыбается не от души, это вызывает отторжение.
Вы можете попросить о помощи — они, скорее всего, помогут. Попрошайничать можно — и сигарету, и деньги. Человек, постоянно пребывающий в хорошем настроении, мнителен — либо болен, либо неискренен. Кто-то, кто обычно дружелюбно улыбается другим, если не иностранец, то уж точно льстеец. Конечно неискренне. Тот, кто говорит да, прав — лицемер. Потому что честный русский наверняка не согласится и возразит. И, вообще, честность — это когда ругаешься! Вот когда веришь мужчине!
6. Любовь к спору. Традиционно большое место в русском диалоге занимают споры. Русский любит спорить по разным вопросам, как частным, так и общим. Страсть к спорам на глобальные и философские темы — яркая черта русского коммуникативного поведения.
Русского часто интересует спор не как средство поиска истины, а как умственное упражнение, как форма эмоционального, честного общения с самим собой. Вот почему в русской культуре общения спорящие так часто теряют нить спора и легко уклоняются от первоначальной темы.
Им не свойственно стремиться к компромиссу или позволять собеседнику сохранять лицо. Очень ярко проявляется бескомпромиссность и конфликтность: наши люди неудобны, если они не согласны, если они не могут доказать свою точку зрения. «Как выразилась учительница английского языка: «Русский всегда спорит, чтобы победить». И наоборот, характеристика «бесконфликтный» имеет довольно неодобрительный оттенок как «бесхарактерный», «беспринципный».
7. Русский живет верой в добро, которое когда-нибудь спустится с небес (или просто свыше) на многострадальную русскую землю: «Добро обязательно победит зло, но тогда, когда-нибудь». В то же время его личная позиция безответственна: «Кто-то принесет нам правду, но не я лично. Я ничего не могу сделать и делать не буду». На протяжении нескольких столетий главным врагом русского человека было государство в виде касты холопов.
8. Принцип «не высовывайся». В российском менталитете присутствует пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме политической системы, в которой народ является источником и регулятором власти. Характерно, что народ ничего толком не решает, а демократия есть ложь и лицемерие. В то же время есть терпимость и привыкание ко лжи и лицемерию по отношению к своей власти из-за убеждения, что иначе и быть не может.
9. Привычка к воровству, взяточничеству и мошенничеству. Убежден, что все и везде воруют и что честно заработать много денег невозможно. Принцип: «Если ты не крадешь, ты мертв». Александр I: «В России такое воровство, что я боюсь идти к зубному врачу — сяду в кресло, и у меня украдут челюсть…». Даль: «Русский не боится креста, но он боится бладжера».
В то же время у россиян протестное отношение к наказанию: наказывать за мелкие нарушения нехорошо, мелко, надо «прощать!», пока он не разозлится и не устроит погром.
10. Характерной чертой русского менталитета, вытекающей из предыдущего пункта, является любовь к подаркам. Фильмы приходится качать через торренты, платить за лицензионный софт стыдно, мечта — радость Лени Голубкова в пирамиде МММ. Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи, а в итоге получают королевство и сексуальную принцессу. Иван-дурак силен не трудолюбием, а хитростью, когда за него все делают пикинеры, сивки-бурки, горбуны и прочие волки, рыбы и жар-птицы.
11. Забота о здоровье — не ценность, спорт — это странно, заболеть — это нормально, но оставлять бедных категорически запрещено, в том числе морально недопустимо оставлять тех, кто не позаботился о своем здоровье и в результате стал беспомощные инвалиды. Женщины ищут богатых и успешных, а любят бедных и больных. «Как он может быть без меня?» — отсюда взаимозависимость как норма жизни.
12. Гуманизм сменяется жалостью. В то время как гуманизм заботится о человеке, ставя на пьедестал свободного, развитого, сильного человека, жалость направляет заботу о несчастных и больных. По статистике Mail.ru и ВЦИОМ, помощь взрослым занимает пятое место по популярности после помощи детям, старикам, животным и помощи в решении экологических проблем. Людям жалко собак больше, чем людей, и из жалости важнее поддержать умерших детей, чем взрослых, которые, возможно, еще живы и работают.
В комментариях к статье некоторые соглашаются с таким портретом, а некоторые обвиняют автора в русофобии. Нет, автор любит и верит в Россию и вот уже десятилетие занимается просветительской и воспитательной деятельностью для своей страны. Здесь нет врагов и не надо их искать, наша задача в другом: думать, как нам возвысить нашу страну и воспитать наших детей, наших новых граждан.
Об авторе: Николай Иванович Козлов, доктор психологических наук, профессор, ректор Университета практической психологии, основатель сайта «Психологос».