Потемкинская лестница – одно из главных чудес Одессы. Она такой же символ для Одессы, как Эйфелева башня для Парижа. Это не просто почти две сотни ступенек, а настоящий феномен, причем не только одесского масштаба. Лестницу считают формальным входом в город со стороны моря, она является самым известным символом Одессы.
Одессе, находящейся на возвышении, необходим был доступ к расположенному у моря порту. Бывало, что море подходило почти до самого обрыва будущего Приморского бульвара. Позже море «оттеснили» Приморская улица и строения порта. Спуск к морю осуществлялся примерно так, как описал Пушкин в «Путешествии Онегина»: «С крутого берега сбегая, Уж к морю отправляюсь я». Деревянные лестницы на склоне построили уже после отъезда Пушкина из Одессы.
Причина, по которой генерал-губернатор князь Воронцов решил построить лестницу, заключалась в том, что в 30-тые годы XIX столетия весь нынешний Приморский бульвар был застроен особняками знати (графа Потоцкого, графа Нарышкина, княгини Столыпиной и князя Лопухина) над тридцатиметровым скалистым обрывом. И для того, чтобы хозяева этих домов имели возможность насладиться пешей прогулкой к морю, М. Воронцов принял решение о строительстве. По другой версии, он построил грандиозную лестницу в подарок жене Елизавете, и она обошлась ему в 800 тысяч рублей. Лестница построена на том же месте, где и была тропинка, по которой к морю сбегал Пушкин. А к 1825 году витавшая в воздухе идея о необходимости удобного и безопасного спуска воплотилась в реальный проект.
Идея создания монументальной лестницы, соединяющей берег моря с бульваром, принадлежит архитектору А. Мельникову; проект был создан Ф. Боффо в 1825 году. Гигантская Потёмкинская лестница была спроектирована в 1825 году архитекторами Франческо Боффо, Авраамом Мельниковым и Потье, а построена в 1837—1841 инженерами Дж.Уптоном и Г.С.Морозовым.
Изначально жители Одессы скептически отнеслись к строительству лестницы. Некоторые даже шутили, что лестницу строят для того, чтобы Дюк мог спускаться к морю (памятник герцогу де Ришелье, который был одним из градоначальников Одессы).
Конструкция лестницы для того времени была уникальной. Она представляла собой огромный клин, сложенный из местных известняковых пород, который был зафиксирован на сводчатых деревянных сваях. Поддерживают и разделяют конструкцию три продольные и девять поперечных сводчатых галерей, формирующих массивные столбы на пересечениях. Украшают сооружение архитектурные аркады, сформированные сквозными поперечными галереями на боковых частях монументальной конструкции.
Во время строительства несколько раз возникали аварийные ситуации, которые грозили обрушением конструкций. Неоднократно инженеры и строители замечали трещины, на еще не законченной лестнице. В связи с этими трудностями, пришлось привлечь к строительству военных инженеров, которые помогли решить проблему обрушения постройки. Эти специалисты предложили устроить под лестницей несколько параллельных тоннелей в форме арки. По проекту они должны были сделать лестницу более устойчивой и менее подверженной оползням и подтоплениям. В результате, этот проект был воплощен и полностью оправдал себя.
Первоначально лестница состояла из 200 ступеней, разделенных площадками на 10 равных маршей . В настоящее время лестница состоит из 10 маршей и 192 ступеней, так как при расширении территории порта и устройстве насыпной набережной восемь нижних ступеней были утеряны. С двух сторон лестница обрамлена каменными парапетами двухметровой толщины. Высота лестницы — 27 метров, длина — 142.
Интересны некоторые особенности Потемкинской лестницы. Так, при взгляде сверху видны только площадки (кроме верхнего марша). Парапеты лестницы кажутся параллельными. Этот зрительный эффект достигнут за счёт постепенного расширения лестницы книзу. Если смотреть снизу, площадки исчезают. Перед нами сплошной каскад ступеней, а лестница будто выросла. В этом заключён был замысел её создателей. Искусственно усилить перспективу, зрительно увеличить длину лестницы, придать ей тем самым величественный вид. Ступени и площадки покрывались триестским камнем, доставляемым судами, прибывавшими в Одессу за хлебом. Боковые двухметровые парапеты строились из местного ракушечника. В 1933 году при реконструкции ступени облицевали розово-серым гранитом.
Как только лестницу не называли: Ришельевской, Воронцовской, лестницей Николаевского бульвара, Большой, Портовой, лестницей бульвара Фельдмана, Гигантской, Приморской. Большинство этих названий — неофициальные, они упоминались на открытках, фотографиях, использовались в обиходе. В советское время появилось название «Приморская» (оно указано на чугунной табличке, представляющей лестницу туристам — как памятник архитектуры).
Строгая, лаконичная и прекрасная в своей изысканной простоте эта лестница долгое время не имела официального наименования. И лишь в конце 50-х годов прошлого века за ней закрепили название, принесшее ей мировую известность. Многие ошибочно полагают, что Потемкинская лестница обязана своим именем знаменитому фавориту Екатерины II, который на самом деле имеет лишь косвенное отношение к названию этой достопримечательности Одессы. Лестницу стали именовать Потемкинской после выхода в свет легендарного фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», кадры из которого (в том числе и эпизод с катящейся по ступенькам детской коляской) давно стали классикой кинематографа.
Историк и писатель Олег Губарь случай с Потемкинской лестницей называет феноменальным. «До этого никогда такого не было, чтобы художественная метафора оказала настолько мощное влияние на общественность, что благодаря ей появилось имя грандиозного сооружения», — говорит Олег Губарь. Однако знаменитая сцена фильма — чистой воды выдумка. Никакого расстрела на лестнице не было, как не было на ней в те дни и мирных граждан, свидетельствуют историки. «Как только в одесскую гавань зашел мятежный корабль, все подступы к порту, в том числе и лестницу, блокировали верные городской управе казачьи подразделения. Их отлично видно на фотографиях тех дней. Основная масса людей двигалась по улице Приморской, что под лестницей», — объясняет историк.
Для Одессы события тех дней сложились очень драматично. «Мятежный элемент» (так бунтующих называли в официальных сводках) принялся мародерствовать и грабить порт. Эти же люди его и подпалили. «В огне погибли десятки, а может быть, сотни перепившихся мятежников, которые несмотря на опасность, продолжили пьянствовать и растаскивать товары. После этого из города ушли крупнейшие поставщики — та же транспортная компания Дрейфуса. Предприниматели поняли, что дела с городом, где настолько нестабильна ситуация, лучше не иметь. Одесса пришла в упадок, а вместе с ней — и вся Российская Империя», — говорит Губарь. Но в истории осталась лента знаменитого режиссера, благодаря многочисленным пародиям и цитированиям одесская достопримечательность стала всемирно известной и получила новое имя, а туристы со всего мира едут в Одессу посмотреть на знаменитую лестницу из фильма.
Лестница оказалась очень киногеничной. Здесь снимался фильм «Дежа вю», а в 2013 году Никита Михалков здесь же снимал фильм «Солнечный удар».
На агитационных плакатах времен Великой Отечественной войны лестница олицетворяла Одессу.
Потемкинскую лестницу постепенно разрушала эрозия, и в 1933 году песчаник был заменен розово-серым гранитом, а площадки были покрыты асфальтом.
По обе стороны лестницы на террасированных склонах раскинулся обделённый вниманием городских коммунальных служб Лунный парк (в 70 — 80х года XX века, когда я учился в Одессе, он носил название «Пионерский»). Летом 2013 года одну половину парка (с той стороны, где находится фуникулер) передали туркам — теперь эта зелёная зона называется парк «Стамбульский». При террасировании склонов под эти парки арочные проходы под лестницей, хорошо видные на старых изображениях, были полузасыпаны.
Впрочем, в мае 2015 появилось сообщение, что одесский горсовет хочет реконструировать Потемкинскую лестницу и обустроить под ней проход, соединяющий Стамбульский и Лунный парки. Но сначала нужно решить организационные вопросы, например, передать саму лестницу в ведение города — сейчас она числится за областью. Бюрократы такие бюрократы — простому смертному не понять, как городская достопримечательность попала на баланс области.
Рядом с лестницей действует фуникулёр, соединяющий Приморскую улицу с Приморским бульваром. Он был построен в 1902 году, а в 1970-х годах заменён эскалатором. В конце 70-х годов XX века я, будучи студентом, проехался на этом эскалаторе. Проезд был бесплатным, но никакого удовольствия не доставил, и с тех пор по лестнице я ходил только пешком. После поломки эскалатора в 1990-х годах, городскими властями было принято решение построить новый фуникулёр, который был открыт 2 сентября 2005 года в честь 211-й годовщины со дня основания Одессы. Фуникулёр состоит из двух вагонов, разместиться в каждом могут 12 человек. Время в пути составляет 1 минуту 10 секунд.
С лестницей связан ряд городских легенд. Одна из них утверждает, что под лестницей находится подземный ход, ведущий в Воронцовский дворец. Некоторые говорят, что сам Мишка-Япончик – известный в Одессе налетчик, спрятал клад под одной из ступенек.
В дни города и во время других крупных праздников местные жители используют Потемкинскую лестницу в качестве трибуны, с которой очень удобно наблюдать за салютом и фейерверками. Кроме того, в рамках Одесского международного кинофестиваля на лестнице проходят показы немых лент. Размеры лестницы позволяют собирать рекордное количество зрителей — до 15 тысяч человек.
А в 2015 году во время кинофестиваля лестница была признана «Сокровищем европейской кинокультуры», в честь чего был установлен памятный знак.
Таким образом, Потемкинская лестница стала 5-й в списке «Сокровищ европейской кинокультуры». Ранее такие знаки уже установили в Лионе (Франция) на доме, где родились братья Люмьер; научно-методическом кабинете-музее С. Эйзенштейна в Москве; Центре Бергмана на острове Форё (Швеция) и музее «Мир Тонино Гуэрра» в Пеннабилли (Италия).
Летом 2009 г. компания Kärcher при помощи аппаратов высокого давления помыла Потемкинскую лестницу от весьма стойких загрязнений.
В сентябре 2014 года в городе-спутнике Одессы, Ильичевске, открыли копию Одесской Потемкинской лестницы, строительство которой обошлось в 15 млн. гривен. Правда, ступенек у нее на 37 меньше, чем у оригинала.
Лестница всегда привлекала любителей экстремальных видов спорта. Ее неоднократно пытались покорить различными неординарными способами — на велосипеде, на мотоцикле, на автомобиле, спускались на лыжах, санках и сноубордах.
Легендарный спортсмен Одессы начала XX века Сергей Уточкин первым спустился по Потемкинской лестнице на велосипеде, мотоцикле и автомобиле.
Ежегодно устраивается забег «Вверх по Потемкинской лестнице». Рекорд соревнования на данный момент составляет 22,8 секунды.
В редкие снежные зимы с лестницы катаются на лыжах и сноубордах. Впрочем, помню, как на Юморине-76 (а ведь это апрель, никакого снега не было и в помине) с Потемкинской лестницы съехал любитель горных лыж. Нужно иметь в виду, что тогда горные лыжи были деревянными, а кант был стальной. Поэтому спуск сопровождался непередаваемым грохотом и фейерверком искр, высекаемых из гранитный ступеней.
Кстати, в мае 2013 года с Потемкинской лестницы съехала «Таврия»:
Одесситы гуляют по Потемкинской лестнице, любуются и гордятся ей, слагают о ней стихи и песни. Пожалуй, самую известную песню о Потемкинской лестнице исполнил С.Рогожин и группа «Форум» в 90-е годы. Желающих послушать ее сразу предупреждаю, что она очень привязчива, поэтому включайте воспроизведение под собственную ответственность:
Послушали? Я вас предупреждал!
Потемкинская лестница на карте Одессы:
Посмотреть на Потемкинскую лестницу со стороны Морвокзала в реальном времени можно с помощью онлайн-камеры:
Источники
- Википедия
- http://lifeglobe.net/blogs/details?id=134
- http://www.liveinternet.ru/users/elena_lebed/post256041280/
- http://www.liveinternet.ru/users/4211284/post361632064/
- http://irinaodessa.livejournal.com/111398.html
- http://infoglaz.ru/?p=50601
- http://yangur.livejournal.com/199960.html
- http://otdyhaem.com.ua/odesskaja/odessa/potemkinskaja-lestnica.html
- http://odessa.comments.ua/news/2015/07/12/145334.html
- http://dumskaya.net/news/…
- http://irinaodessa.livejournal.com/112788.html
- http://news.bigmir.net/ukraine/…
- http://public.od.ua/news/…
- http://public.od.ua/tag-article/potemkinskaya-lestnitsa/
- https://www.karcher.ru/…
- http://www.vokrugsveta.ru/article/205228/
- http://odportal.com.ua/uliza/pamatnik/potlest.html
- http://snpcrimea.ru/showplace/potemkinskaya-lestnica
- http://www.rutraveller.ru/place/9683/offer/4071
- http://autotravel.ru/otklik.php/5475
- http://myodessa.info/ru/dostoprimechatelnosti/raznoe/potemkinskaya-lestnitsa
Спасибо за информацию!!!!!
Спасибо за очередной интересный рассказ. Автор не теряет легкости изложения! Кстати, думаю, скоро уже можно будет объединить статьи в книгу. ;)