19.03.2019      2393      0
 

Певзнер Александр Яковлевич


В самом центре города, на пересечении Дерибасовской и Преображенской улиц располагался самый известный пивной бар Одессы — «Гамбринус». Много лет, до самой революции, в нем играл скрипач, которого посетители называли Сашка-музыкант.

Довольно скоро его известность переросла в популярность, о чем, первым написал знаток одесского «дна», литератор, журналист «Одесских новостей» и приятель Владимира Жаботинского Лазарь Осипович Кармен (отец известного советского кинодокументалиста Романа Кармена).

Александр Иванович Куприн, охочий до пива и колоритных личностей, не просто познакомился с Сашкой, но подружился с ним, полюбил и в 1907 году описал в прекрасном, экранизированном, инсценированном, на многие языки переведенном рассказе «Гамбринус»:

«С каменных стен сочилась всегда белыми струйками подземная влага и сверкала в огне газовых рожков, которые горели денно и нощно, потому что в пивной окон совсем не было. Вместо столов на полу были расставлены тяжёлые дубовые бочки, вместо стульев – маленькие бочоночки. Направо от входа возвышалась небольшая эстрада, а на ней стояло пианино. Здесь каждый вечер уже много лет подряд играл на скрипке для развлечения гостей музыкант Сашка – кроткий еврей, весёлый, пьяный, плешивый человек с наружностью облезлой обезьяны, неопределённых лет…»

Достопримечательность «Гамбринуса» — свеча, при свете которой А.И.Куприн закончил рассказ «Гамбринус»

Именно для того, чтобы послушать этого кабацкого скрипача и ломились самые разные люди по вечерам в глухой подвал «Гамбринуса».

Интересная деталь: через несколько месяцев после опубликования рассказа об этом кабачке и его главном герое Александр Иванович Куприн посетил «Гамбринус», расцеловал Сашку и подарил ему серебряный портсигар и журнал с рассказом, снабдив последний трогательной надписью…

И вся эта, что устная, что письменная слава ни на копейку не была преувеличена, но Сашка относился к ней если уж не совсем равнодушно, то, во всяком случае, спокойно.

Сашка-музыкант – это Александр (Шендель) Яковлевич Певзнер, выучившийся премудростям скрипичной игры у клезмеров Могилевской губернии, откуда он был родом, приехавший в поисках работы в Одессу и поселившийся на Молдаванке в одном из старых домов на Садиковской улице, 40.

Одесса, Садиковская, 40 — дом, в котором жил Александр Певзнер — Сашка-музыкант

Этот безусловно талантливый музыкант играл все, из его скрипки каждый вечер лились украинские, русские, еврейские, молдавские, грузинские, итальянские, греческие и еще Бог знает какие мелодии. Обладая несомненным музыкальным дарованием, Александр Певзнер, что называется, на лету схватывал мелодию и играл для публики любые песни и танцы. Послушать его скрипку специально приходили биндюжники Молдаванки, рабочие Пересыпи, портовые грузчики и иностранные матросы. Сашка удовлетворял любые вкусы.

Oн был явным лидером в трио, которое в течение долгих 12 лет составляли, помимо Певзнера, братья Вересковские — Игнат и Константин (баян и фортепиано). Обычно они исполняли попурри из оперетт, вальсы, романсы, например, «Не для меня придет весна…», бравурную мелодию «Прощай, моя Одесса, славный Карантин!» и др.

Пианист и баянист братья Вересковские, в кресле — Александр Певзнер, легендарный Сашка-музыкант. 1910 год

По воспоминаниям Исаака Борисовича Эдельштейна, который с 1914 года до самой революции аккомпанировал Александру Яковлевичу, Сашка-музыкант был лысым, курносым, с приподнятым подбородком и пухлыми щечками, носил маленькие усики и было ему лет 45-50. Они играли в «Гамбринусе» около двух лет.

Из-за запрета продажи спиртных напитков в 1916 году «Гамбринус» был закрыт, а музыканты уволены. Они играли в различных кинотеатрах, расположенных главным образом на Молдаванке, таких, например, как «Слон» на улице Мясоедовской, «Ренессанс» на Прохоровской улице и других. Так продолжалось до самой революции.

В одном «не сошелся» Исаак Борисович и некоторые другие современники Сашки с Куприным. Они рассказывали, что Сашка мог выпить чуть ли не бочонок пива и при этом оставался трезв, а Александр Иванович Куприн писал, что скрипач «к часу ночи уходил из «Гамбринуса», едва держась на ногах от выпитого пива…»

Простим, однако, это «несоответствие» великому писателю.

Пивной бар «Гамбринус» в Одессе. 1970-е

Александр Певзнер был дважды женат. Во второй раз он женился на красавице-вдове Голде Старинской, усыновив ее отпрыска Соломона, а вскоре она родила ему сына Арона (Аркадия).

Аркадий оказался способнейшим исполнителем степа и пользовался у одесской публики большим успехом. В частности, он в 1920-30-х годах выступал под вывеской «Братья Ардан» в иллюзионе «Мулен Руж» (ул.Тираспольская, 6).

Соломон и Аркадий сражались на фронтах Великой Отечественной войны, были награждены боевыми наградами. Соломон погиб в 1943 году под Сталинградом, Аркадий вернулся с войны с медалью «За отвагу» и с тяжелым ранением (пуля попала в легкое), от которого скончался в 1946 году.

«Сашка-музыкант» — скульптура у Литературного музея Одессы

Вернемся в бедствующую от голода и разрухи, наступивших в результате революции и гражданской войны, Одессу 1920 года, когда Певзнер, который уже шесть лет не играл в «Гамбринусе», вместе с группой таких же бедолаг отправился в Волынскую губернию, чтобы поменять куяльницкую соль на что-нибудь съестное. Там он заразился тифом, в полубредовом состоянии кое-как добрался до Одессы и был помещен в Еврейскую больницу. В ней Александр Певзнер и скончался 23 июня 1920 года.

Вот что пишет К.Г.Паустовский в повести «Время больших ожиданий» о смерти Сашки-музыканта: «…однажды в «Одесских известиях» было напечатано объявление о смерти Арона Моисеевича Гольдштейна. Кажется, покойного звали именно так, в точности не помню. Никто не обратил бы внимания на это объявление, если бы внизу под фамилией «Гольдштейн» не было напечатано в скобках «Сашка-музыкант» из «Гамбринуса».

Далее Паустовский описывает похороны Сашки, в которых «за женщинами шли сизые от холода товарищи Сашки-музыканта». Не подлежит сомнению, что замечательного мастера слова К.Г.Паустовского ни в чем упрекнуть нельзя: во-первых, об имени и фамилии Сашки он пишет «в точности не помню», а во-вторых, повесть эта — художественное, причем самой высокой пробы произведение.

А вот что говорят подшивки старых газет: «Одесские известия» от 24.06.1920 г. за № 182. В рубрике «Скончались» напечатано: «…Александр Яковлевич Певзнер (Сашка- скрипач из «Гамбринуса»), о чем извещает жена, дети и родственники. Вынос тела из Еврейской больницы сегодня, в час дня по советскому времени».

В архивной справке областного архива загса от 20.03.1992 г. говорится, что «Певзнер Александр Яковлевич, 50 лет, вдовец (??), скончался 23.06.1920 г. от брюшного тифа».

Имя музыканта Александра Яковлевича Певзнера не забыто.

В 1988 году сценарист, режиссер и композитор Марк Розовский поставил пьесу-мюзикл «Гамбринус», написанную по мотивам рассказа А.Куприна. Пьеса наполнена музыкой и посвящена Сашке-музыканту. Несколько лет мюзикл идет и на сцене Одесского украинского театра им. В.С.Василько.

Денис Юченков в роли Сашки-музыканта в мюзикле «Гамбринус»

В 2001 году в Саду скульптур у Литературного музея Одессы была установлена скульптура «Сашка-музыкант».

Осенью в беседке Горсада регулярно проводятся концерты памяти Сашки-музыканта из «Гамбринуса».

Источники

  1. https://www.liveinternet.ru/users/2496320/post415914288/
  2. http://odessa-life.od.ua/article/2090-gambrinus-o-roli-piara-kuprine-i-sashke-muzykante


/

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . Политика конфиденциальности