В самом центре рыбного ряда в новом корпусе одесского Привоза стоит бронзовая тетя Соня, символизирующая типичную одесситку. На ней фартук, на голове — широкая шляпа, в руке — связка бычков. Просто невозможно пройти мимо нее и не заметить.
Памятник тете Соне на Привозе
Скульптура высотой 2,5 метра установлена 9 сентября 2006 года между холодильными камерами торгового зала. О ноги бронзовой Сони в ожидании рыбы трется толстый кот.
Люди фотографируются у скульптуры, бросают в карман фартука монетки.
Тетя Соня в полный рост
Авторы — скульптор Игорь Ивченко и архитектор Илларион Стадник. Вот что рассказывает Игорь Ивченко:
— Идея создать тетю Соню у меня появилась еще задолго до реставрации «Привоза». Я решил представить, какой рыбачка Соня будет на пенсии. Костя может быть «козла» забивает или в Израиль поехал. А она вышла на «Привоз» не то, чтобы бычков продать, но и людей посмотреть, и себя показать. Это своеобразный памятник одесским бабушкам, на которых стоит наша цивилизация и, конечно, Одесса. Они воспитывали своих внуков, из которых выросли люди, прославившие наш город. Для того, чтобы поточнее изобразить этот образ, я ходил по «Привозу», собирал образы торговок, фотографировал. Когда скульптуру только привезли в рыбный ряд, ее окружили продавщицы и давай спорить, на кого из них она похожа.
Мадам Стороженко в среде обитания
Илларион Стадник возражает:
— Тетя Соня не может быть такой старой уродиной! Я категорически против, что ее так называют — это мадам Стороженко.
Так все-таки тетя Соня или мадам Стороженко?
Раз уж сами создатели не смогли договориться, что же такое они изваяли, то нам, простым зрителям, запутаться еще легче — кого же изображает эта скульптура?
Тетя Соня и бычки — портрет в интерьере
Пышногрудую, немного усталую, разомлевшую от жаркого южного солнца одесситку в широкополой панаме одесситы называют «Тетя Соня». Наверное, отсюда и путаница. Все-таки, рыбачка Соня и тетя Соня — это два разных персонажа.
Обратите внимание, с какой любовью изваяны бычки в руке у тети Сони!
Пожалуй, самая хорошая версия — скульптура представляет собирательный образ одесской женщины, достойной продолжательницы дела мадам Стороженко из повести В. Катаева «Белеет парус одинокий».
Одно ясно — скульптура удалась, и здесь, на Привозе, она очень даже к месту. В любом случае, ее тепло и радушно приняли. Со временем для нее придумали легенды и традиции. Например, хочешь удачной торговли — щелкни «почином» Соню по носу. Или загадай желание и опусти денежку в карман ее фартука…
Монеты, которые заработала тетя Соня, попадают в специальный ящичек. Когда сотрудники где-то раз в месяц приходят забирать деньги из-под подола платья, женщины шутливо говорят:
— О, опять гинекологи пришли!
Не менее колоритен и кот тети Сони. Скульптор рассказывает:
— Когда начал лепить кота, попросил своего кума одолжить его питомца, чтобы позировал. Но кот Тимофей был непослушный, и его нужно было держать. За эту услугу хозяин животного попросил благодарности. И имя Тимофея увековечили, написав его на внутренней части ноги бронзовой фигуры кота.
Кот тети Сони. Кажется, бычки получились лучше
Памятник рыбачке Соне (и Косте-моряку) в Одессе тоже есть, и даже в нескольких экземплярах.
Композиция «Шаланды, полные кефали» стоит в Парке Скульптур во дворе Литературного музея:
Рыбачка Соня и моряк Костя в Саду скульптур у Литературного музея в Одессе
Кроме того, на том же Привозе, но в другом павильоне, есть фонтан с молодыми Соней и Костей:
Рыбачка Соня и моряк Костя на Привозе
А версия, что «тетя Соня» — все-таки мадам Стороженко, мне нравится больше всего.