24.08.2015      3026      2
 

Лютеранская церковь св.Павла (кирха)


Лютеранская церковь св.Павла (кирха)

Это здание, больше похожее на средневековый замок, чем на культовое сооружение, я помню с самого раннего детства, с начала 1960-х. Отправляясь на 15-м трамвае за покупками на Новый рынок, либо на Привоз, мы с бабушкой, конечно же, проезжали мимо него. На мои вопросы: «Что это такое большое и красивое?» бабушка всегда отвечала кратко: «Кирха». Никто не мог мне толком объяснить, что после войны здесь делает «немецкая кирха» и зачем она вообще, если двери заколочены досками. Много позже я, наконец, узнал историю кирхи.

На долю одного из самых значимых градостроительных объектов исторического центра Одессы — здания лютеранской церкви св.Павла — выпала непростая судьба. Пройдя все этапы советской борьбы с «опиумом для народа», будучи не раз в шаге от обрушения и сноса, храм восстал практически из пепла.

Благодаря манифесту Екатерины II от 24 декабря 1751 года о даровании привилегий иностранным переселенцам с начала XIX века в Одессе, как и в некоторых других регионах России, происходило формирование немецких сообществ. Своей церкви у немецкой общины не было, службы проводились в арендованном помещении. В 1811 году немецкой общиной Одессы было подано прошение городским властям о строительстве собственного храма, но из-за опустошительных войн с Наполеоном и Турцией оно было удовлетворено лишь в 1823 году.

Старая кирха (середина XIX в)

Под строительство церкви было выделено место на просторном участке, замыкающем перспективу улицы Дворянской, входившем в территорию переданного общине квартала, ограниченного нынешними улицами Новосельского, Кузнечной, переулками Лютеранским и Топольского. Территория эта получила название Немецкой площади, однако позднее она была застроена различными благотворительными и образовательными учреждениями немецкой общины, поэтому своё существование как площадь прекратила.

Старая одесская кирха (вторая половина XIX в)

Закладка фундамента кирхи состоялась 28 апреля 1824 года. Разработка проекта и руководство строительными работами было возложено на архитектора Франца Боффо. Лютеранская церковь была первым крупным заказом для архитектора, и, к сожалению, неудачным. Уже в июне 1824 года наполовину завершённая колокольня и 10 колонн фасадной стороны рухнули в главный неф здания, разрушив его. В хронике по этому поводу было помечено лишь кратко: «Архитектор слишком мало заботился о стройке».

Старая кирха — главный фасад в перспективе Дворянской ул.

К работе привлекли другого зодчего, Г.И.Торичелли, и 9 октября 1827 года церковь святого Павла была освящена. Эта дата считается датой основания церкви св.Павла. Общая сумма затрат на строительство составила 110 тыс. руб. Храм имел размеры: длина 50 м, ширина 22 м, высота колокольни составила 48 м. В то время церковь св.Павла была третьей по величине лютеранской церковью после Санкт-Петербурга и Москвы.

Церковь имела относительно небольшие размеры и строгий классический облик. Над традиционным для классицизма портиком располагалась невысокая одноярусная колокольня со шпилем, над алтарной частью — небольшая декоративная башенка. Они и формировали силуэт этого, в целом очень простого по компоновке здания. Отделка церкви продолжалась и после освящения.

Старое здание кирхи (конец XIX в)

Особенностью церкви было то, что главный вход был направлен на северо-восток. Традиционно церковь ориентируется входом в западном направлении, апсидной частью — в восточном.

При своей высоте — почти 50 метров — колокольня была в те времена самой высокой башней в городе. Кроме того, и сама церковь находится на самой высокой точке плато Одессы, отчего башня кирхи проглядывалась на очень большое расстояние. Для подплывающих к Одессе кораблей кирха служила ориентиром и даже была указана в лоциях.

В 1833 году была построена ограда церкви на территории немецкого квартала. В следующем году квартал отдан городской думой в пожизненное владение общины. Благоустройство продолжается, высаживаются деревья и кустарники, а в самой церкви устанавливается орган. В 1839 году, через 12 лет после окончания строительства, отлито и установлено два новых колокола.

Старая кирха (указана стрелкой) на плане-панораме Одессы 1850 г.

В первой половине XIX века лютеранская и реформаторская конфессии в Одессе проводили службы в одной церкви. С 1843 года церковь св.Павла стала только евангелическо-лютеранской.

К началу 90-х годов XIX столетия старое здание церкви сильно обветшало и нуждалось в капитальном ремонте. Последний раз строительные работы в храме проводились ещё в 1839 году — устранялись последствия сильного землетрясения, произошедшего годом ранее. К тому времени храм уже стал тесен для возросшей численности церковной общины (на то время немецкая лютеранская община в Одессе составляла около 10 тысяч человек), в связи с чем церковный совет в 1893 году принял решение о проведении конкурса на лучший проект реконструкции кирхи.

Кирха в начале XX в

В конкурсе на реконструкцию кирхи приняли участие четыре архитектора; выиграл проект немецкого зодчего Германа Шойрембранда, который вместо реставрации предложил строительство нового храма на фундаменте предыдущего. Строительство новой кирхи на 1200 человек началось в 1895 году после демонтажа старой. Эта реставрация была новым этапом в истории церкви св. Павла, так как архитектурой и внутренним убранством она сильно отличалась от прежнего храма. В 1897 году здание новой кирхи было завершено и освящено.

Шойрембранд использовал в новой церкви черты готического и романского стилей. Примером послужили храмы в Германии в неороманском стиле, в которых были воплощены элементы позднего рейнского романского стиля.

В феврале 1920 года в Одессе устанавливается власть большевиков, а в октябре 1921 года специальная комиссия изымает имевшиеся у церкви метрические книги, которые велись с 1820 года. Начавшийся голод послужил поводом для изъятия 3 мая 1922 года комиссией губисполкома церковных ценностей из евангелическо-лютеранского прихода св.Павла.

Кирха на открытке начала XX в

Однако по-настоящему сложные для общины времена настали с началом широкомасштабных репрессий 1930-х годов (т.н. годы «большого террора»), когда по несправедливым обвинениям было уничтожено до 8 миллионов советских граждан, среди которых были священники и верующие всех религиозных конфессий страны. Фридрих Мерц, служивший викарием в Одессе в 1916-1919 гг., погиб в 1931 году в Соловецких лагерях. Последний пастор Одесского прихода Карл Карлович Фогель был арестован 4 июля 1937 года и расстрелян в том же году 27 октября, а церковный регент и органист, профессор Одесской консерватории и концертмейстер Одесского оперного театра Теофил Данилович Рихтер (отец выдающегося советского пианиста XX столетия Святослава Рихтера) был расстрелян вместе с другими 23 членами «немецкой» церкви 3 октября 1941 года, незадолго до вступления немецко-румынских войск в Одессу.

Кирха до революции (ул.Витте — ныне ул.Дворянская)

Богослужения в кирхе прекратились в 1938 году, тогда же со шпиля церкви был снят крест. В период румынской оккупации Одессы церковь св. Павла вновь была открыта 7 декабря 1941 года, службы в ней проходили вплоть до конца декабря 1943 года. Духовное служение в Одесском приходе в этот период осуществляли лютеранские пасторы из немецких общин в Румынии. За такой короткий период около двадцати пасторов, в той или иной степени, внесли свою лепту в восстановление церковных традиций в городе.

Вид на кирху через главный корпус института связи

В послевоенное время здание церкви было передано институту связи им. Попова, главный корпус которого вырос в непосредственной близости к нему. На колокольне была установлена передающая телевизионная антенна — отсюда велись первые в Одессе регулярные телевизионные трансляции. Кроме этого, храм долгое время эксплуатировался в качестве склада, а позднее — спортзала. На хорах было установлено оборудование для занятий велосипедным спортом, борьбой и гимнастикой. В результате в несущих конструкциях храма появились глубокие трещины. В апсиде были оборудованы туалеты и душевые для спортсменов, а снаружи к зданию пристроили прачечную, что привело к разрушению фундаментов из-за попадания воды и сточных вод.

Вскоре широкой общественности стали известны слухи о сносе кирхи, как аварийно-опасного здания. В 1965-1966 годах разгорелась ожесточённая борьба за сохранение церкви св. Павла. Свой протест выразили Государственная служба охраны культурного наследия Украины, ведущая интеллигенция, студенты различных вузов. Им удалось отменить уже намеченный взрыв здания церкви.

Кирха — пожар 1976 г.

Постепенно начались пожертвования и реставрационные работы с целью переоборудовать кирху в качестве концертного зала. Но планам не суждено было осуществиться, ночью с 9 на 10 мая 1976 года сильный пожар практически полностью уничтожил храм. До сих пор не отвергается версия, что это был преднамеренный поджог. Пожар был очень хитрый — кирпичи и черепица не горят, ничего деревянного, кроме забора на территории не было. Кстати, сам забор таинственным образом не сгорел. Ясно, поджог.

Кирха в 70-е гг. Видно здание общежития института связи

На следующий, 1977 год, я поступил в институт связи и поселился в общежитии прямо рядом с кирхой. Вид у нее был, конечно, печальный — за высоким забором, покрытая копотью, с разрушенной крышей. Из окна общежития были видны кучи обломков перекрытий и стен кирхи. Очень много было битой черепицы. Нам, студентам, конечно же, было интересно полазить по развалинам и попытаться забраться повыше, но винтовая лестница в колокольне была обрушена, и даже ребята-альпинисты не решались забираться высоко — уж больно ненадежными выглядели стены. Зато почти в каждой комнате общежития в качестве сувенира была черепица — марсельская («импортная!»), с надписями прошлого века, большая и тяжелая…

Такой черепицей была крыта кирха

После рокового пожара восстановление кирхи прекратилось. Более 10 лет полуразрушенное здание церкви служило притоном для бомжей и пьяных, зарастало кустами и чудом полностью не обвалилось. Не раз из окна общежития мы видели, как в развалинах кирхи снимается кино — чаще всего сцены расстрела красноармейцев, красногвардейцев, бойцов Советской армии и т.д. Ну что, натура такая — бал при дворце в кирхе того времени снять было невозможно.

После распада Советского Союза национальные меньшинства на Украине приобрели свободу вероисповедания. Начались первые шаги по возвращения кирхи к жизни. 16 октября 1990 года в Одессе вновь была зарегистрирована евангелическо-лютеранская община. Уже следующим летом прихожане начали работы, направленные в первую очередь на пресечение дальнейшего разрушения стен здания храма.

С 1993 по 1997 год велись активные действия по передаче церковной лютеранской общине развалин кирхи и бывшей богадельни. В 1997 году горисполком, наконец, подтвердил передачу зданий церкви и участка в пользование общины.

С этого времени началась новая светлая полоса в многострадальной истории церкви св.Павла. Вначале в инженерном бюро немецкого города Кобург было проведено исследование состояния здания церкви на предмет восстановления. Выводы гласили, что восстановление сооружения «фактически возможно и экономически приемлемо».

Восстановленная кирха (2010-е)

Внешний вид кирхи был практически полностью восстановлен, а вот внутреннее убранство было выполнено в интересном решении. Немецкими инженерами было предложено восстановить главную башню и центральный неф в качестве богослужебного и концертного зала, а после сноса аварийной апсиды возвести на её месте новое офисное здание с отдельными входами, которое будет использоваться для администрации церкви и проведения общинных встреч. Это решение было принято, однако пришлось пожертвовать длиной нефа, он стал меньше на два окна.

Внутреннее убранство кирхи после восстановления

После всех подготовительных работ 4 октября 2005 года состоялось официальное открытие строительной площадки. На это событие из Мюнхена приехал баварский земельный епископ, из Киева — посол Германии, множество прихожан и любопытных одесситов. С этого момента начались сложные, трудоёмкие работы по реставрации и отстройке новой кирхи, продолжавшиеся почти пять лет.

В общей сложности на восстановление церкви св. Павла было затрачено около 7 млн. евро. Дотации на строительство поступили от правительства, как самой Баварии, так и Федеративной Республики Германии. Внутренние художественные работы производились на пожертвования лютеранской общины Одессы, а также многочисленных спонсоров из Германии.

Вид на кирху со здания консерватории (2012 г)

27 февраля 2010 года на почти завершённую кирху были подняты 4 бронзовых колокола, самый большой из которых весит 1 тонну. Колоколам были даны имена: самый большой — колокол Христа, второй по величине — колокол апостола Павла, следующий — колокол апостола Петра, и наименьший — колокол Богоматери Марии. Отлиты колокола были на частном колокольном заводе Рудольфа Пернера в городе Пассау (Бавария). Уже 400 лет эта мастерская занимается изготовлением колоколов для различных культурных кругов во всех уголках мира.

17 апреля 2010 года состоялось освящение главного кафедрального собора Немецкой евангелическо-лютеранской церкви Украины — церкви Святого Павла.

Душой новой кирхи, как и всех католических храмов, является орган. Церкви св.Павла его подарила община лютеранской церкви Святого Креста в Нюрнберге. Орган имеет 27 регистров, он был произведен известной фирмой «Штейнмейер» в Баварии. Периодически в церкви проводятся благотворительные концерты органной музыки, которые могут посетить все желающие.

Пасторский дом у кирхи

Рядом с кирхой стоит пасторский дом, построенный архитекторами А.И. Бернардацци и А.Э. Шейнсом в 1897-1899 гг.

Кирха на карте Одессы:

Источники

  1. Википедия
  2. http://www.nice-places.com/articles/ukraine/odessa/455.htm
  3. http://archodessa.com/all/kirche/
  4. http://archodessa.com/all/kirche-old/
  5. https://archexplorer.wordpress.com/201…
  6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1584718
  7. http://www.andersval.nl/index.php?option=com_content&task=view&id=6780


/
Обсуждение: 2 комментария
  1. Yuriko:

    Очень красивое здание, которое мне пока удалось увидеть воочию только в полуразрушенном состоянии.
    Спасибо за интересный рассказ! Замечательно, что удалось найти такое большое количество иллюстраций — они очень оживляют текст.

    Ответить
    1. adminwphistodessa:

      Да, это в самом деле один из значимых и красивых храмов в Одессе — об этом можно судить, в частности, именно по количеству старых и новых открыток, картин, изображений и фотографий.

      Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . Политика конфиденциальности