В мае 1995 года на площадке перед Морским вокзалом Одессы появилась необычная скульптура. Огромный младенец в пухлых складках словно выбирается из некоего кокона.
Удивляет лицо ребенка — спокойное и безмятежное, словно процесс рождения для него совершенно рутинный и почти не требующий усилий. Называется скульптура «Золотое дитя».
Сказать, что одесситы были поражены — не сказать ничего. Оправившись от культурного потрясения, они включили собственное оружие массового поражения, никогда их не подводившее — одесский язык. Скульптурная композиция в короткое время обзавелась народными названиями, одно хлестче другого:
— «Шварценеггер в утробе»;
— «Жертва аборта»;
— «Киндер-сюрприз»;
— и просто «Мутант».
Самым спокойным стало сравнение младенца с Буддой.
Что же это за скульптура и как она появилась в Одессе?
Начнем издалека.
Еще лейтенантом, раненный в 1944 году в бою под Констанцей, Эрнст Неизвестный попал в госпиталь в Одессе. Будущего всемирно известного скульптора поразила не только разруха в городе, совсем недавно освобожденного от фашистов, но и крепость несломленного духа одесситов, прошедших через два с половиной года оккупации. Впечатление было очень сильным — во время обсуждения будущей композиции скульптор по телефону по памяти назвал несколько адресов, где монумент мог бы быть размещен.
— Наша воинская часть только-только прибыла в освобожденную Одессу, — рассказывал Эрнст Иосифович. — Всюду следы боев, развалины. Тяжелые годы провели одесситы в оккупированном городе. Но дух их не был сломлен. Оптимизм, крепость духа поразили меня. Я давно задумал монумент «Золотое дитя». Многие мои скульптуры глубоко трагичны. В них воплощен образ мужественного человека, который даже перед лицом смерти не теряет присутствия духа. Этот оптимистический трагизм я сам прошел. И вот впервые за свою жизнь создал монумент в светлом, радостном, романтическом ключе. «Золотое дитя» — яркий, солнечный образ рождающегося гиганта, надежда на процветание будущего вольного города. Это мой дар, который я посвящаю 200-летию Одессы.
О замыслах и практической реализации скульптор рассказывал так:
— «Золотое дитя» по замыслу изначально предназначалось именно для Одессы. Должны же, думал я, где-то в России сохраниться элементы оптимизма… Это могучий ребенок, что-то вроде маленького Гаргантюа. Он, как надежда, появляется из цветка. Или, может быть, вылупляется из яйца. Словом, он символизирует нечто новое, нарождающееся, чему принадлежит будущее. На это, во всяком случае, мне хочется надеяться… Я впервые за свою жизнь создал монумент в светлом, радостном, романтическом ключе. «Золотое дитя» — яркий, солнечный образ рождающегося гиганта, надежда на процветание будущего вольного города.
К моменту начала работы над скульптурой Эрнст Неизвестный жил и работал в Нью-Йорке. Скульптор эмигрировал в Америку после уничижительной критики его работ Хрущевым. По иронии судьбы, памятник на могиле Хрущева создан именно Эрнстом Неизвестным.
Но вернемся на площадь перед Морским вокзалом. Проект Неизвестного был одобрен городскими властями. «Я получил официальный заказ и начал работать. — рассказывал автор — На скульптурную работу пятиметровой высоты мне отпустили гигантскую сумму, но из-за инфляции эти деньги превратились в ничто. Можно считать, что я сделал „Золотое дитя“ бесплатно, как мой дар Одессе».
Совместно с Эрнстом Неизвестным над скульптурной композицией работали одесский скульптор Михаил Рева и архитектор Владимир Глазырин.
Элементами композиции являлись монеты и «ветра» — по проекту Неизвестного скульптуру ребёнка должны были окружать «четыре ветра». Эти ветры были исполнены Михаилом Ревой в виде бронзовых медальонов, установленных у основания памятника. Иногда эти барельефы на медальонах называют «Четыре стороны света».
Кроме медальонов с ветрами, у основания скульптурной композиции размещено несколько монет. Вероятно, они символизируют достаток. Кстати, согласно каббале, деньги нельзя хранить в кошельке (другими словами, указывать им место), иначе они обидятся и уйдут. Их надо разбрасывать по квартире и карманам.
Гипсовую модель памятника по частям перевезли из студии скульптора в Нью-Йорке океанским судном в Одессу. Из Одессы доставили в Киев, где на заводе «Монументскульптура» по гипсовым формам были отлиты бронзовые детали, которые и были собраны в единое целое и установлены на Одесском морском вокзале.
Открытие скульптурной композиции «Золотое дитя» состоялось 9 мая 1995 года. На открытии присутствовал сам автор.
Как я уже говорил, не все одесситы поняли смысл скульптуры. В силу своего особого юмористического склада ума, некоторые стали называть памятник «Арнольд Шварценеггер в детстве». Но никто, ни один человек не посмел оскорбительно выразиться в адрес «папы» ребенка. Сегодня «Золотое дитя» воспринимается как составная часть одесского колорита.
Мнение о скульптуре как у одесситов, так и у туристов, сложилось неоднозначное. Кто-то называет «Золотое дитя» шедевром, а кто-то уродством, но пока еще никого эта композиция не оставила равнодушным.
Тем временем вокруг скульптуры стали складываться городские приметы. Большой пальчик малыша на левой ножке натерт до блеска: его стараются коснуться все девушки, которые хотят иметь детей. Впрочем, по поверью, если коснуться пальца этого дитя и загадать любое желание, то оно обязательно исполнится.
И сегодня, по прошествии стольких лет, скульптура «Золотое дитя» мало кого оставляет равнодушным, вызывая либо резкое неприятие, либо одобрение, — а это, как ни крути, один из признаков настоящего искусства.
Скульптурная композиция «Золотое дитя» на карте Одессы:
Источники
- http://ernst-neizvestniy.ru/zolotoe-ditya/
- http://foretime.ru/zolotoe-ditya-odessy/
- https://mirror1.goldvoice.club/…