Стоящая в середине Одесского залива белоснежная башня, крутые ступени до самой воды, ночной красный огонь — всё это создает вокруг маяка своеобразный ореол романтики.
Один из главных символов Одессы, маяк был учрежден по инициативе известного русского флотоводца, первооткрывателя Антарктиды адмирала Михаила Петровича Лазарева.
С созданием одесского порта и развитием судоходства на Черном море появилась необходимость создания маяков, чтобы обеспечить безопасность судоходства.
В истории Одесского порта прослеживается «династия» Воронцовских маячных огней и маяков. Они сменяли друг друга, совершенствуясь и перестраиваясь, по мере удлинения Карантинного и строительства Рейдового молов.
Самые первые маяки в одесской бухте были построены еще до основания города.
В 1770-1780-х годах турки на берегу рядом с крепостью Ени-Дунья возвели маяк из крепкого песчаника, который был утрачен в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов.
Еще до начала строительства Одесского порта, когда в 1795 году сюда прибыло 200 судов, пользовались Хаджибейским маяком, построенным из тесаного камня. Этот маяк находился, по определению Ф.П.Де-Волана, в западной части бухты в 1,5 верстах от развалин крепости.
Закладка и начало строительства первого одесского маяка относится к 1815 году, когда Одессой после отъезда Ришелье временно управлял военный комендант города генерал-майор Фома (Томас) Кобле. То ли «временно исполняющего обязанности», как сейчас бы сказали, «текучка заела», то ли, как и у пришедшего на этот пост графа Александра Ланжерона нашлись дела поважнее (у последнего – внедрение режима Порто-франко, например)…
Во всяком случае, недостроенный объект на мысе Большого Фонтана (там строили первый маяк) обратил на себя внимание только генерал-губернатора Новороссийского края Михаила Семеновича Воронцова, который прибыл в Одессу в 1823 году. Строительство маяка возобновили в августе того же года подрядчики Симеон Томазини и Карл Гаджини по проекту ученого-естествоиспытателя Ж.В.Гаюи. Как бы там ни было, но появлением маяка, который зажег свой огонь 6 декабря 1827 года, Одесса обязана исключительно Его Сиятельству. Поэтому одесситы его называли Воронцовским.
Маяк располагался рядом с Успенским мужским монастырем и отвечал требованиям все возрастающего судоходства. Маяк был оборудован двумя паровыми машинами и паровой сиреной для подачи сигналов во время туманов. Огонь маяка располагался на высоте 61-го метра над уровнем моря. Это было первым капитальным сооружение такого рода в Северном Причерноморье.
Позже маяк был перенесен чуть дальше в глубь плато из-за подступающих оползней. Этот маяк работает до сих пор и называется Одесский маяк. Зачастую Воронцовский маяк ошибочно называют Одесским. На самом деле Одесский маяк (около 16-й станции Большого фонтана) и нынешний Воронцовский маяк (у входа в порт)— это две большие разницы!
Реалии были таковы, что одного маяка было недостаточно. Был необходим ориентир непосредственно при входе в порт.
В середине 1830-х годов появился первый портовый маяк, деревянный. Он был установлен на обрыве Александровского парка (ныне – парк имени Т. Шевченко) и, в память о первом одесском градоначальнике, назывался Ришельевским.
Первый стационарный маяк на оконечности Карантинного мола был установлен в 1845 году по инициативе известного русского флотоводца, первооткрывателя Антарктиды адмирала Михаила Лазарева, который летом 1834 года был назначен на должность командующего Черноморским флотом.
Этот маяк представлял собой 26-ти метровую восьмигранную деревянную конструкцию, где зажигались после захода солнца два ацетиленовых фонаря, а днем вывешивался желтый флаг. Маяк просуществовал до Крымской войны 1854 года и был разрушен 10 апреля, когда во время обстрела города в него попала зажигательная ракета.
В 1863 году на оголовке Карантинного мола был установлен второй по счету маяк на территории порта. Это было уже 17-ти метровое конусообразное здание из чугунных тюбингов и камней. Открытие маяка приурочили к открытию памятника Воронцову на Соборной площади (8 ноября 1863 года) и назвали маяк Воронцовским.
30 ноября 1867 года маяк был оснащен электрическими лампами. Таким образом он стал первым в России и четвертым в мире электрическим маяком. Были установлены два локомобиля и два магнитоэлектрических генератора переменного тока, а также электродуговые лампы Фуко и Соррена. Даже в 1882 году из 5 тысяч маяков, которые существовали в мире, только 14 были электрическими.
Городская Дума приступила к строительству рейдового мола: порт начал развиваться, и для того, чтобы обеспечить безопасный проход судам и безопасную стоянку у причалов нужно было сделать новый мол, своего рода волнолом. В это время маячный огонь зажигался у подножья Свято-Николаевской церкви на специально сооруженной платформе. Сам же первый Воронцовский маяк был демонтирован и перенесен к мысу Сарыч Крыма, где «служит» по сей день.
Второй Воронцовский маяк 1888 года представлял собой семнадцатиметровую чугунную сужающуюся кверху башню изящной маячной архитектуры. Несущие чугунные детали были сделаны и доставлены из Кронштадта, а маячный огонь выписан из Парижа с осветительным аппаратом системы Френеля. Осветительный аппарат, благодаря линзе Френеля, давал пучок прямолинейных лучей, и свет был виден на расстоянии нескольких миль. На вершине маяка перед рефлекторами зажигалось несколько ламп с деревянным или конопляным маслом. Впоследствии лампы были заменены керосиновыми, а затем и электрическими.
При маяке существовала маячная служба. Главнейшей обязанностью служащих маяка являлось обеспечение исправного освещения: маячный огонь должен был зажигаться с заходом солнца и ярко гореть до его восхода. Ночью дежурные служители, сменяя друг друга, неотлучно находились в маячном фонаре, наблюдали за тем, чтобы огонь имел установленную высоту и яркость, снимали нагар с фитилей, следили за действием вращательных механизмов проблескового огня.
В 1910 году на маяке был установлен ревун, который издавал звуки с помощью нагнетаемого паровой машиной воздуха.
На долю этого маяка выпало множество испытаний. Так, в 1914 году в Одесском порту загорелась баржа с бензином, но при попытке вывести ее из акватории порта, баржа взорвалась как раз около маяка. Пламя было такой силы, что расплавило все латунные и медные детали маяка, лопнули стекла, но сама башня выстояла.
Хватало трудностей и служителям. Проход к маяку из-за низкой высоты Карантинного мола во время штормов был затруднен, так как волны перекатывали через мол. За всю историю маяка были смыты волнами и погибли два работника. В 1926 году шторм выбил в молу 10-метровый пролом.
На маяке остался один служитель, его вахта растянулась на шесть суток. Послать спасательный катер не удалось — шторм пустил бы его ко дну. Почти обезумевшего от голода и одиночества служителя забрали с башни на седьмой день. Однако все это время маяк работал бесперебойно.
Проблема прохода к маяку не решена и в настоящее время. Все попытки сделать какое-то ограждение терпят неудачу. Морская вода и волны быстро «съедают» все создаваемое. Пытались устанавливать для ограждения даже трофейные турецкие пушки, но и они долго не просуществовали.
В 1941 году с выходом к Одессе немецко-румынских войск 15 сентября 1941 года Воронцовский маяк был взорван. Ранее, 25 августа, врагу удалось выйти в район Чабанки, где он установил орудия, из которых начал подвергать массированному артиллерийскому обстрелу город и порт. Башня Воронцовского маяка оказалась прекрасным ориентиром для румынских артиллеристов, вот и пришлось командованию Одесским оборонительным районом по согласованию с руководством порта пойти на крайние меры — уничтожить маяк…
Латунное навершие маяка до сих пор покоится на дне моря.
Во время войны был также сильно поврежден Карантинный мол, особенно его оконечность.
После освобождения Одессы и окончания войны вновь возникла необходимость в стационарном маяке. Порт был разрушен практически полностью, казалось, восстановление его займет долгие годы.
Однако порт начал принимать суда уже через полгода. Но возрождение Воронцовского маяка заняло гораздо больше времени. Сначала требовалось восстановить уничтоженные войной Карантинный и Рейдовый молы. Эти работы были завершены в 1953 году. И только затем в конце мола в 1954 году был возведен новый маяк. По традиции его назвали Воронцовским.
Автор проекта, Исаак Фридман, работал в Одесском «Гипрограде». Он участвовал в проектировании и возведении многих знаковых для Одессы зданий и сооружений, например, подвесной дороги в Отраде, Дворца спорта, реконструкции Оперного театра.
Третий Воронцовский маяк цилиндрической формы также сделан из металла на судоремонтном заводе в Кронштадте, высота его 26 метров. Башня белого цвета, фонарное сооружение красное. Свет маяка виден за 15 миль. В настоящее время электропитание подается на маяк автоматически с берега. Внутри «головы» мола смонтированы аппаратура кругового радиомаяка и силовая часть звукосигнальной туманной установки — в тумане огонь маяка не виден, поэтому включают ревун, или, по-научному, наутофон. Его излучатели вынесены наружу.
Но не обошли беды и этот маяк. В феврале 1993 году израильский сухогруз «Зим Антверпен» (водоизмещение 44 тыс. т) при выходе из порта ударил носом прямо в маяк. Развернувшись от удара, судно въехало кормой в мол. Маяк, сооружение весом 12 тыс. т, оторвало от мола. Сложный ремонт продолжался целый год.
28 декабря 1998 года история Воронцовского маяка пополнилась еще одним событием — навалом теплохода «Зим-Одесса-1» на Карантинный мол. Как показало водолазное обследование, бульб судна повредил кладку мола и вмял более чем на 2 метра в глубину грунт на отрезке протяженностью 14 метров. При этом был поврежден электрический кабель, питающий маяк. И хотя маяк благодаря усилиям работающих на нем продолжал светить, требовались срочные меры для ремонта кабеля. Все эти сложности Воронцовский маяк пережил и продолжает служить мореплавателям.
Мореплаватели различают маяки по цвету башен (Воронцовский – белый, так он виднее на темном фоне берега), по числу, виду, цвету и высоте огней, по промежуткам между проблесками и т.д. Радиопередатчик Воронцовского маяка круглосуточно передает кодом Морзе в эфир свои позывные «ВР», что означает «Воронцовский радио». Все электропитание маяка дублировано, как запасными дизелями, так и аккумуляторами, которые способны обеспечить бесперебойную работу маяка в течение 4-х суток. Если все сложное электрохозяйство маяка откажет, то на этот случай есть ацетиленовый фонарь.
С заходом солнца на башне зажигается красный свет. Чтобы не спутать, каждому маяку присваивается свой световой код. «Штатный свет» Воронцовского маяка – красный. Три вспышки по полторы секунды с такими же интервалами темноты, потом – темный интервал.
Огонь маяка включается по астрономическим часам от захода солнца до его восхода.
Ночью, в туман, если не видно огней, включается сирена – наутофон (такое вот мудреное название).
Воронцовский маяк является передним маяком створа, ведущего на акваторию порта с моря. Задним маяком этого створа служит задний Одесский створный маяк, белая четырехгранная башенка которого установлена на крыше белого многоэтажного здания на улице Преображенской (ранее Советской Армии) на высоте 20 м на расстоянии 1,2 мили от Воронцовского переднего маяка. Дальность действия огня заднего маяка, также красного цвета, составляет 18 миль.
Чтобы подняться на Воронцовский маяк, необходимо преодолеть 135 ступенек винтовой лестницы, при необходимости останавливаясь на специально предусмотренных площадках.
Мощная светодиодная лампа, указывающая безопасный путь к берегу морским судам, состоит из отдельных линз, её высота — около 2,8 метра. Если лампа перегорает, она автоматически заменяется на резервную.
Под фонарным отсеком есть вахтенное помещение. Когда маяк управлялся вручную, в вахтенной комнате кроме карты с указанием восхода и захода солнца, стола и стула ничего больше не было, чтобы вахтенный не заснул. Если по вине смотрителя маяка (не только одесского) вдруг происходило какое-нибудь кораблекрушение, смотритель маяка без всякого суда и следствия отправлялся на пожизненные каторжные работы.
В нижнем отсеке маяка — аппаратная. Здесь установлены дизель-генераторы, передатчики, наутофонная установка, указывающая звуковым сигналом путь морякам, если в густом тумане не виден свет лампы. Этот гул «ревуна» хорошо знаком жителям Одессы. В море наутофон слышен на расстоянии 3 -х миль.
Сегодня маяк управляется дистанционно. И создаётся впечатление, что профессия маячника уже не нужна.Но что произойдёт, если нарушится электропитание маяка? Да, дизель-генераторы рассчитаны на четверо суток беспрерывной работы. А что потом?
Выход один — рында (колокол). Сейчас она смотрится, как украшение, как дань традиции, но в случае необходимости (в туман, в пургу) человеку придётся подавать сигнал рындой с момента захода солнца до восхода.
Воронцовский маяк в 2014 году получил нарядную светодиодную подсветку. Сначала она была синей, но уже через несколько дней ее поменяли на красную, которая дополняет основной проблесковый огонь (тоже красный) и на небольших расстояниях служит дополнительным ориентиром для входящих в порт судов. Кроме того, красную подсветку лучше видно в тумане. На зиму подсветку снимают, чтобы прожекторы и провода не повредило льдом и волнами.
Несколько лет назад у начала Рейдового мола на 5,5 гектарах располагался маячный городок. Это были старые хаотичные постройки: дежурка, сарайчик, какое-то навигационное оборудование и виноградник.
Сейчас в порту построен контейнерный терминал и порт, конечно, забрал эту территорию, оставив лишь ведомственный дом смотрителей.
Нынешнего смотрителя маяка зовут Иван Цихович. С этим именем маяк связан уже более полувека. Фактически, жизнь этого человека — служение одному из символов Одессы, который известен не менее, чем Потемкинская лестница, памятник Дюку или Одесский оперный театр. Работать на маяк Иван Цихович пришел после армии, по его признанию — случайно. Его служба на маяке началась 21 марта 1956 года. Однако никому не удалось у него выведать, почему же до сих пор он держится на этой опасной и невысокооплачиваемой работе.
В свое время в морском музее города существовал своеобразный аттракцион входа судна ночью в Одесский порт: на макете зажигались городские огни, были видны силуэты знакомых зданий и створные огни маяка…
Начиная с 2012 года летом, в хорошую погоду можно попасть на 2-х часовую экскурсию «Тропой маячника». Билеты на нее можно купить в здании администрации Одесского порта на Таможенной площади.
Как проходит экскурсия, можно посмотреть на видео:
В настоящее время маяк Воронцовский вместе с соседними Одесским, Ильичевским и Григорьевским маяками обеспечивает безопасное плавание в сложном районе с интенсивным судоходством на подходах к трем крупнейшим Черноморским портам — Одессе, Ильичевску и Южному.
Воронцовский маяк на карте Одессы:
Источники
- http://odportal.com.ua/stati/mayak.html
- http://german-expo.at.ua/…
- http://odesskiy.com/istorija-odessy/zachem-odessa-vzryvala-svoi-majaki.html
- http://odesskiy.com/ulici-v-istorii/vorontsovskij-majak.html
- http://malyutka-e.livejournal.com/21712.html
- http://www.port.odessa.ua/…
- http://www.calendarium.com.ua/…
- http://www.048.ua/news/666467
- https://humus.dreamwidth.org/8663508.html
- http://viknaodessa.od.ua/old-photo/?mayak
- http://www.nice-places.com/
Спасибо за очередную обстоятельную и интересную статью!
Работа у смотрителя этого маяка исключительно нестандартная и романтическая, так что я понимаю его привязанность к своему делу. Хотя, опасность быть смытым в море во время шторма или утопленным вместе с маяком, когда очередной сухогруз не впишется в поворот, значительно остужает желание оказаться на его месте.
Вот только один момент показался странным: в статье указано, что размер светодиодной лампы маяка — 2,8 м. Однако сразу после этой фразы следует фото, на котором изображён прожектор, размер которого явно меньше (раза в три). Непонятно, в чём дело. :)
Да, хочется также отметить старательный блогерский видеоролик. :)
В общем — ждём новых публикаций!
Да, это я как-то упустил. Доверился источнику, а соображалку включить забыл. Возможно, речь идет не о диаметре, а о высоте излучателя света? Пока поправил так, возможно, найдутся более точные данные.