«Родилась я на даче Саракини (Большой Фонтан, 11-я станция паровичка) около Одессы. Морской берег там крутой, и рельсы паровичка шли по самому краю…»
Анна Ахматова, автобиография
В конце ХIХ века основным городским транспортом в Одессе была конка. Однако с развитием экономики возрастала и потребность в транспорте. Для перевозки большого количества различных товаров в разные части города, а также транспортировки пассажиров одной конки было уже недостаточно.
В помощь конке пришел паровой трамвай. Его появление стало следствием притока пассажиров в пригороды Одессы — на дачи Большого Фонтана и грязелечебницы Хаджибейского лимана.
По Одессе для конки было проложено достаточно рельсовых путей, однако паровоз ходил только по этим двум маршрутам. Дело в том, что, во-первых, имелась серьезная угроза пожара, поэтому паровоз ходил по малозастроенным улицам, а то и по чистому полю; во-вторых, дым нравился далеко не всем, поэтому проезд, например, по центру города совершенно исключался; в-третьих, в то время соседство громыхающей и дымной железяки запросто могло спровоцировать ДТП — встречные лошади могли понести со всеми вытекающими последствиями. Поэтому паровозы таскали пассажирские вагончики по фактически загородным линиям.
Первую линию парового трамвая в Одессе открыли 26 апреля 1882 года.
Один маршрут этого вида транспорта начинался на углу улиц Пантелеймоновской и Итальянской (ныне Пушкинская) и шел к Золотому Берегу (сейчас это линия трамвайного маршрута №18). Второй, длиной около 9 километров, пролегал от Херсонского сквера до Хаджибейского лимана — теперь это линия трамвайного маршрута №20.
Вот что вспоминает работавший кондуктором будущий писатель К.Г.Паустовский:
«Когда мы слишком уж изматывались, то просили у нашего трамвайного начальства перевести нас на несколько дней на «паровичок» — паровой трамвай. Маленький паровоз, похожий на самовар, был вместе с трубой запрятан в коробку из железа. Он выдавал себя только детским свистом и клубами пара. Паровоз тащил четыре дачных вагона. Они освещались по вечерам свечами, электричества на «паровичке» не было…»
Сами паровозики изготовлялись на Коломенском заводе, а вагоны первоначально доставлялись из Бельгии морем. Однако импорт был дорогим, и в середине 1890-х годов вагоны стали изготавливаться на одесском линейно-механическом заводе «Беллино-Фендрих», а также в Одесских главных механических мастерских. Были они открытого типа и специальной конструкции. Для экономии воды их снабжали конденсатором пара, то существенно снижало эксплуатационные расходы.
Паровозики имели очень неуклюжий вид, — из-за непомерно широкой вверху трубы, похожей на казан, они получили название «Ванька Головатый». Такая форма трубы объяснялась тем, что в ней были установлены специальные пламя- и искрогасители — это уменьшало вероятность пожара в городе.
Топливом для паровозика служили специальные брикеты из угольной пыли. Длинный шлейф густого черного дыма тянулся за паровичком, сажа садилась на одежду и лица пассажиров и прохожих. При этом скорость такого состава была невелика.
Проезд до конечной станции на Большом Фонтане длился 40 минут. В летнее время поезда отходили через каждые 25 минут. Билет стоил 20 копеек.
Хоть «Ванька» и был совсем маленький паровоз, но остановки на его пути уже были станциями. И сейчас, когда забавные паровозики остались в истории, остановки трамвая, идущего по тому же маршруту, по старинке продолжают называть станциями, например, «10-я станция Большого Фонтана». На каждой станции стояли каменные сооружения, остановки, именуемые «бельгийками» — трамвайная линия строилась по бельгийскому проекту. К сожалению, немногие уцелевшие станции или используются не по назначению, или находятся в запущенном виде и потихоньку разрушаются.
К слову, о скорости, всем известный одесский спортсмен и авиатор Сергей Уточкин, соревновался с «Ванькой Головатым», — он пробежал за час на пари от Куликова поля до конечной остановки паровичка 10 километров наравне с ним, а под конец даже обогнав.
К концу 1896 года в Одессе в эксплуатации было 9 паровозов и 53 вагона на паровой тяге. Ежедневно, особенно в летнее время, паровичок совершал 36 рейсов на Большой Фонтан, а на Хаджибейский лиман — в оба конца 18 рейсов.
К сожалению, пользование паровым трамваем, как и конкой, было неудобным, а зачастую — опасным. Неисправные вагоны приводили к аварии и тормозили движение. Нередко вагоны сходили с рельс, что надолго останавливало движение по линии.
В 1910 — 1912 годах линии конки и паровика электрифицировали и пустили по ним трамвай. Паровик на Фонтан заменили на трамвай в 1912 году, а на Хаджибей — в 1913-м. Нужды в «Ваньке Головатом» больше не было.
Однако через некоторое время паровик ненадолго вернулся. В 1918 году, когда во время гражданской войны начались перебои с подачей электричества, паровики на Фонтан и Хаджибей с 1918-го года ходили снова — как и за пару десятков лет до этого. Только в 1922-м «Ванька Головатый» окончательно ушел с Фонтана, а на следующий год — и с Хаджибейской линии. Паровики с вагонами были проданы в другие города, в частности, в Аккермане (Белгород-Днестровском) паровозы возили грузы. Старые одесситы знают, что в районе 8-й станции Большого Фонтана долгие годы лежал паровичок, которого во время одного из оползней накрыло красной глиной.
Моя бабушка застала паровой трамвай. Она так рассказывала о нем: «Господа летом соберутся на дачу — жарко, все в белом, дамы в платьях, с кружевными зонтиками. Сядут по вагонам, а они открытые. Ванька гудок даст и сразу дыму, дыму! Так до дачи все чумазые и приезжали».
С одесским паровичком связана еще одна история. По старой железнодорожной традиции поезда на конечной и начальной станциях встречали и провожали оркестром. Такой оркестр был и на 16-й станции Большого Фонтана. Последний «Ванька» уходил вечером в 19:40. Вот веселые музыканты и придумали веселую мелодию по случаю окончания работы. Ведь отправлялись они домой в город последним паровичком. Тем более что указанные в куплете слова «Фонтаны и Пересыпь ждут его домой» отражают маршруты именно одесского парового трамвая. Но это всего лишь одна из версий того, как появилась песня «Семь сорок» — правда, самая правдоподобная.
Малая железная дорога, или паровичок, что ни говори, вписал свою страницу в историю Одессы, память о нем осталась в названиях остановок и словах из самой одесской песни:
«В семь сорок он подъедет,
В семь сорок он подъедет,
Наш старый, наш славный,
Наш агицын паровоз»
Источники
- http://volnorez.com.ua/…
- https://bessarabochka.blogspot.ru/2017/01/konka.html
- http://www.thesis.od.ua/nachalo-istorii-odesskogo-tramvaya/
- http://timer-odessa.net/…