Замечательный механик-изобретатель Иосиф Андреевич Тимченко долгие годы жил и работал в Одессе. Сегодня его имя известно только узкому кругу специалистов. А ведь этот сын крепостного Харьковской губернии в свое время прославился изобретениями в области механики, метеорологии, микрохирургии, киносъемки.
И пусть слава первооткрывателей кинематографа досталась более предприимчивым французским братьям Люмьер, мы должны по праву гордиться нашим земляком, который почти за два года до событий в подвале парижского «Гран-кафе» продемонстрировал в Одессе, а затем в Москве ошеломленной российской публике первый в мире прототип киноаппарата и первые съемки движущихся людей.
Фильмы «Скачущий всадник» и «Копьеметатель» были показаны летом 1893 года. А 9 января 1894 года Тимченко продемонстрировал эти ленты на экране с помощью того же аппарата на заседании секции физики 9-го съезда российских врачей и естествоиспытателей в Москве.
Изобретатель Иосиф Тимченко родился 26 ноября 1852 года в селе Окоп Харьковской губернии, в семье крепостного сапожника Андрея Тимченко. Его таланты проявились еще в детсве, когда ученик церковно-приходской школы самостоятельно спроектировал и помог землякам обустроить мельницу. С 1861 года крепостничество в Российской империи было отменено. Юный талант из сельской глубинки был направлен в Харьковский университет, где с 15 лет работал при мастерских, общаясь с учеными и студентами, увлекаясь только появившейся тогда модной наукой электротехникой. В 22 года Тимченко с женой и друзьями-студентами, увлекшись идеями Миклухо-Маклая, собрался уехать в Океанию. Харьковчане даже доехали до Одессы, но потом поездка внезапно отменилась (один из идеалистов оказался материалистом и смылся с общей кассой). Так Иосиф Тимченко попал в Одессу, в которой и остался.
Работая на судоремонтном заводе Российского общества пароходства и торговли (РОПИТ), Тимченко сделал первое изобретение — электрические судовые часы. Далее он сконструировал устройство для проверки манометров паровых котлов после ремонта (до того их возили на проверку в Глазго). Дальше количество усовершенствований и придумок постоянно росло, проекты талантливого одесского механика стали получать награды на всероссийских и международных научных выставках. Молодого изобретателя «переманили» на работу в Новороссийский университет, заведовать механическими мастерскими.
Человек яркого, самобытного таланта, выдающийся механик-изобретатель И.А. Тимченко внес весомый вклад в развитие и становление естественных наук в Новороссийском (ныне – Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова) университете, в повышение научного авторитета этого высшего учебного заведения. Более 40 лет И.А. Тимченко заведовал всем механическим хозяйством университета. Здесь он получил уникальную возможность сотрудничать с передовыми учеными университета – И.И.Мечниковым, И.М.Сеченовым, А.В.Клоссовским, Ф.Н.Шведовым, Н.А.Умовым, А.О.Ковалевским, А.К.Кононовичем, А.Я.Орловым, Н.Д.Пильчиковым и др. В совместной работе с этими выдающимися учеными креп и развивался его талант тонкого и точного механика.
За свои средства И.А. Тимченко в 1886 году построил при университете механическую мастерскую, где изобретал, чинил, налаживал машины и механизмы, причем не только для кафедр физико-математического и медицинского факультетов Новороссийского университета, но и по заказам от других университетов, от Министерства народного просвещения и по военному ведомству.
Сейчас на фасаде здания мастерских университета, расположенного по улице Преображенской, 22, установлена мемориальная доска выдающемуся изобретателю-самоучке. А в то время мастерские располагались на первом этаже, а на втором была квартира семьи Тимченко. К слову, всего у Иосифа Андреевича было 8 детей.
Будучи механиком Одесского университета, Иосиф Андреевич принял участие в создании новой магнитно-метеорологической обсерватории. Из-за бурного развития города работа обсерватории в главном корпусе университета, где она работала с 1865 года, стала практически невозможной. Поэтому было решено построить новую обсерваторию в районе Малого Фонтана. Здание было построено в 1892 году — сейчас по адресу Французский бульвар, 89 расположен Гидрометцентр Черного и Азовского морей.
Метеорологическая обсерватория Новороссийского университета представляла собой весьма важное научное и учебно-вспомогательное учреждение, производившее разнообразные наблюдения, одинаково важные для решения различных теоретических и практических вопросов в метеорологической науке.
Одним из создателей новой обсерватории был профессор Клоссовский, вторым — механик Тимченко. Некоторые приборы, сконструированные Тимченко, и сейчас применяются в научных изысканиях. Деньги, которые предназначались механику в качестве гонорара за изготовление приборов для Метеорологической обсерватории, он отдал на постройку подземного павильона, необходимого для магнитных наблюдений.
В течение нескольких лет (1896 – 1905 гг.) при Новороссийском университете действовала Строительная комиссия по возведению комплекса новых зданий и сооружений для факультетов, медицинских клиник, библиотеки и других сооружений, предназначенных для научно-вспомогательных целей. В Новороссийском университете был открыт в 1903 году Физический институт – первый институт при российских университетах. Естественно, что налаживание приборов и инструментов для новых кабинетов и лабораторий не могло обойтись без участия главного механика университета.
К сожалению, в стенах Новороссийского университета механика И.А. Тимченко окружали не только друзья и единомышленники, но также завистники и откровенные недруги. Репрессии, начатые против людей из окружения И.А. Тимченко, не могли не коснуться и самого механика. Вскоре без каких-либо объяснений его исключили из штата университета, правление университета вынесло постановление о выселении И.А. Тимченко из его механической мастерской. Несмотря на все старания И.А. Тимченко сохранить свое детище, оно все-таки было уничтожено. Механик вынужден был за собственные средства приобрести небольшое помещение на Херсонской улице, 11, перевезти туда часть оборудования и открыть там физико-оптическую мастерскую. Отсутствие мастерской в университете через некоторое время стало ощущаться особенно остро, требовался текущий ремонт научных инструментов, а начавшаяся Первая мировая война делала невозможной выписку из-за границы новых приборов и материалов. По настоянию физико-математического факультета механическая мастерская при университете была восстановлена и стала опять выполнять заказы на изготовление и ремонт различных механических приборов.
Обладатель четырех Золотых и четырех Серебряных медалей крупнейших российских и зарубежных выставок, университетский механик И.А. Тимченко решал самые сложные технические задачи, был автором многих изобретений для университета.
Тогда в восстановлении особенно нуждался меридианный круг Репсольда, который был изготовлен еще в 1862 году и не использовался более 30 лет. Привлеченный к работам И.А. Тимченко выполнил их с величайшей тщательностью и изобретательностью. После ремонта меридианный круг был перенесен в отдельно стоящий павильон для астрономических наблюдений. В результате меридианный телескоп стал одним из лучших инструментов такого типа в стране и находится в рабочем состоянии и в настоящее время. В 1920-е гг. в Астрономической обсерватории был создан оригинальный метод определения орбит спектрально-двойных звезд, исследовано положение экватора на Солнце, здесь расположились два фундаментальных репера, определяющие положение г. Одессы и геофизические характеристики. Это гравиметрический и геодезический реперы, зарегистрированные в мировых каталогах и охраняемые государством. На территории Астрономической обсерватории был создан опорный пункт силы тяжести и она стала хранительницей основных постоянных долготы, широты, высоты над уровнем моря и силы тяжести. Астрономическая обсерватория провела нивелировку территории города, морского берега, занималась проблемой оползней морских берегов. За состоянием всех приборов, находившихся в Астрономической обсерватории, внимательно следил И.А. Тимченко, своевременно устраняя неполадки, которые могли возникнуть во время их эксплуатации.
Среди других изобретений выдающегося одесского «кулибина» — микрохирургические инструменты для операций на глазах, пишущий ртутный барометр, необходимая техника и аппаратура для грязелечебницы на Куяльнике, первые электрические часы, подаренные губернатору Новороссии. Эти часы, кстати, губернатор, в свою очередь, отправил в столицу, как подарок императору. В дороге часы потерялись…
Кроме того, Тимченко принимал участие в разработке автоматической телефонной станции М.Ф.Фрейденберга. В России эта разработка никому не понадобилась. Идею и аппаратуру купил швед Эрикссон — у него дело почему-то пошло.
Эпизод с изобретением киноаппарата относится к 1893 году. Идея проецирования «движущихся картинок» тогда буквально витала в воздухе, и над ней одновременно в разных частях планеты бились лучшие технические умы. Во Франции братья Люмьер, в Соединенных Штатах — Томас Эдисон. А в Одессе к этой гонке подключился Иосиф Тимченко — и был в итоге немножечко первее.
Задолго до этого был известен проекционный аппарат, позволяющий демонстрировать статичную картинку — получивший название «волшебного фонаря». Когда-то с его помощью иезуиты стращали верующих ужасами ада в «туманных картинах», проецируя на клубы дыма изображения разных химер, козлищ и прочих порождений тьмы. А к концу XIX века волшебный фонарь — не больше чем привычное устройство, морально устаревшее, работающее на керосиновой лампе, сильно нагревающееся и коптящее при работе. Для таких аппаратов выпускались наборы пластин-диапозитивов, на различные темы — как для развлечения народа на ярмарках, так и для использования в учебных целях. Наборы «световых картин» для волшебного фонаря в Одессе можно было приобрести, к примеру, у Э.Семенюты, поставщика Императорского Русского Технического Общества, на Новосельского 51. Такой аппарат имелся во многих одесских семьях; ему посвящен фрагмент воспоминаний Валентина Катаева:
«Волшебный фонарь с его вытяжной трубой, загнутой назад гармоникой, с его неподвижными разноцветными картинками — диапозитивами, — которые обычно проектировались на белой стене или даже просто на светлых обоях …этот традиционный волшебный фонарь, который дома был игрушкой, а в гимназии назывался учебным пособием, уже устарел».
«Таки да, это уже слегка «фонарно», — могла сказать пресыщенная публика, постоянно требующая чего-то новенького.
И вот перед изобретателями возникла задача оживить изображение: «я хочу, чтобы картинка ожила». Конечно, Иосиф Тимченко занимался этим проектом не о публике думая, а о сугубо научных целях — совместно с другими учеными исследовался вопрос прерывистости зрения человека. Но можно же и совместить приятное с полезным. Сотрудничая с физиком Н.Любимовым, Тимченко изобрел главное, механизм смены кадров («улитку»), и, основываясь на этом приципе, собрал первый киноаппарат. «Улитка» — скачковый механизм для прерывистой смены кадров — по расчетам, был в четыре раза продуктивнее люмьеровского, и если бы использовали аппарат Тимченко, качество изображения немых фильмов было бы гораздо лучше.
7 ноября 1893 года газета «Одесский листок» сообщала, что в гостинице «Франция» (на Дерибасовской, 31, на углу Колодезного переулка и напротив Городского сада), можно посетить выставку «живых фотографий, приводимых в движение посредством электрической машины». Выставка продолжалась до 20 декабря и приобрела в городе немалую популярность. На большой белой простыне в холле гостиницы всем желающим демонстрировали фильмы «Копьеметатель» и «Скачущий всадник», снятые на одесском ипподроме. Поглазеть на такое диво дивное, которого еще нигде не видали, приходили по нескольку раз.
А вот, собственно, и сам фильм «Скачущий всадник»:
Ободренный успехом, Тимченко повез показать свой аппарат-кинетоскоп в Москву, на Съезд русских естествоиспытателей и врачей. Там он проходил как «снаряд для анализа стробоскопических явлений». Однако ученые не оценили возможностей кинетоскопа, в протоколе заседания секции физики назвали его лишь «остроумным изобретением» и вынесли благодарность. Никакой поддержки, предложений запатентовать аппарат сделано не было. По легенде, Тимченко обращался к известным российским коммерсантам, в том числе к самому Савве Мамонтову, но и с их стороны не добился интереса. Киноаппарат Тимченко так и остался в Москве, позже став экспонатом Московского политехнического музея и затерявшись где-то в его недрах. Впрочем, такова была ситуация и все первые годы существования кинематографа — в нем видели только игрушку, «веселые картинки», ярмарочную забаву, мало кто мог предвидеть, какое будущее стоит за этой игрушкой. Театральные режиссеры и актеры вовсе презирали новомодное устройство, годящееся разве что для низкопробных фокусов вроде «Механической колбасной» (короткометражка, которая показывает, как в одну часть машины закидывают хрюшку, а из другой сразу достают готовую колбасу — по сути, первый фантастический фильм снят в 1895 году). О том, что и в кинематографе заключены огромные художественные возможности, мир узнал чуть позднее, и для этого понадобились усилия таких адептов и экспериментаторов, как братья Люмьер, Жорж Мельес, Гриффит, Ханжонков, Эйзенштейн, одессита Мирона Гроссмана — и многих других.
Свято место пусто не бывает — и киноаппарат, не запатентованый Иосифом Тимченко, вскоре «застолбили» за собой братья Люмьер. Поезд уже ушел, как говорится. А затем братья, которые вместе с отцом владели фабрикой фотоматериалов, активно взялись за маркетинг и популяризацию. За короткое время ими было обучено десятки операторов, а количество отснятых короткометражек скоро исчислялось сотнями. Первый платный киносеанс братьев Люмьер состоялся в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в декабре 1895 года — то есть на два года позже киносеансов Тимченко в Одессе. А уже 11 июля 1896 года представитель Люмьеров показывал их фильмы одесситам в ресторане Александровского парка. То есть и в Российской империи Одесса стала первым городом, познакомившимся с новинкой от французов. Зрители могли заценить первые блокбастеры, такие как «Политый поливальщик» или тот же «Поезд» (Тапер, конечно же, наигрывал: «В семь-сорок он подъедет, пусть он не из Одессы»…)
Хотя знающие себе цену одесситы, для которых и Париж был всего лишь городом «где-то за Люстдорфом», могли невозмутимо заметить про эту, с понтом, новинку: «Тоже мне цаца — подобное мы уже видали, у Тимченко».
Вполне рабочий кинетоскоп Тимченко и по сей день хранится в московском Политехническом музее под табличкой: «Первый кинематограф для съемки, печатания и показа ленты».
Тимченко до конца жизни жил в Одессе. Скончался 20 мая 1924 года. Похоронен на Втором Христианском кладбище.
Его деятельность отличалась многогранностью. К чему бы ни прикасались его золотые руки, начиная от создания электрических часов и изобретения кинематографа до участия в проектировании грязелечебницы или создания модели артезианского колодца с ветряным двигателем – всюду был заметен его яркий самобытный талант.
А в августе 2013 года на Одесской киностудии прошла презентация действующего макета камеры для съемки и проецирования движущегося изображения, изготовленного по чертежам Иосифа Тимченко:
Источники
- Википедия
- http://odessa360.net/person/041_Timchenko/01_about/about.html
- http://www.nsku.od.ua/muzej-kino/iosif-timchenko.html
- http://www.segodnya.ua/…
- http://www.048.ua/news/359732
- http://www.048.ua/news/1037017