Самым протяженным и величественным мостом Одессы по праву считается Строгановский. Мост был построен к 1863 году и был назван в честь новороссийского генерал-губернатора, первого почетного гражданина Одессы графа А.Г.Строганова.
Мост соединяет «разорванную» Карантинной балкой улицу Греческую. Его начали строить в 1851 году, хотя еще с начала 1840-х годов в Санкт-Петербург из Одессы отправлялись на утверждение различные проекты будущего моста, но все они одобрения в столице не получили. Зато потом, в 1851 году, в Одессу был направлен для исполнения проект моста, составленный молодым специалистом, будущим академиком архитектуры Карлом Маевским.
Маевский строил мост долгих десяток лет. За это время была сооружена только часть моста над Польским спуском. К самой сложной высокой части над Левашовским (ныне — Деволановским) спуском даже не приступили. В 1862 году город пригласил одесского архитектора Феликса Гонсиоровского, и тот за один год завершил этот долгострой.
Мост состоял из двух частей: трехарочного моста над Польским спуском и двухарочного моста над Левашовским спуском. Мост имел примерно 120 метров длины и свыше 13 метров высоты (в наиболее высокой части). Если быть точным — три моста. Маленький переходный мостик соединял сам мост с третьим этажом дома причта польского костела. В этом доме (ул.Польский спуск, 9) когда-то собирались паломники по святым местам в Палестине и, кроме того, здесь была маленькая богадельня. На каждом этаже вдоль широкого коридора размещались небольшие квартирки. В торце третьего этажа был выход на мостик, а на первом — выход во двор.
Между 1910 и 1920 годами мост освоил электрический трамвай: под мостом по Польскому спуску шел трамвай №22, а по мосту — №23.
В 80-х годах XX столетия городские власти приняли решение этот мост, якобы одряхлевший, разобрать и построить новый. Протесты специалистов, утверждавших, что существующее строение достаточно крепко и после реставрации послужит еще много лет, в расчет не принимались. Этот архитектурный памятник очень долго и с большими трудностями разбирали, а на его месте в 1985 году собрали единый железобетонный, довольно неуклюжий мост. Новый мост стал длиннее старого примерно на два метра и шире на метр-полтора. Кроме того, он стал выше на полметра. Небольшой мостик к дому восстановить забыли — перестройку моста проектировали не одесситы.
Краевед Владимир Варна в своей книге «Миф Юрия Олеши» (вышедшей в Одессе в 2013 году) пишет: «После убогой «реконструкции» 80-х годов прошлого века мост частично утратил свой романтический шарм. Массивные опоры, сложенные из выщербленных превратностью бытия брусьев ракушечника, были заменены скучными бетонными конструкциями. Исчезли тяжелые ржавые плиты, вдвинутые в верхнюю часть моста и производившие впечатление загадки и смутной угрозы. Исчезли и многие другие живописные детали — вроде узкого металлического перехода, ведущего с моста прямо на верхний этаж одного из соседних домов». От себя добавлю, что еще исчезла мраморная плита, вмонтированная в один из парапетов при входе на старый мост. На ней было указано имя человека, в честь которого мост был назван.
Я как раз учился в Одессе в конце 1970-х и начале 1980-х годов, так что теоретически я мог видеть еще старый Строгановский мост. Увы, этой возможностью я не воспользовался — но кто ж знал!
Как это обычно происходило в так называемые «времена застоя», новый мост торжественно открыли еще до завершения всех предусмотренных работ. Государственной комиссии был представлен «Перечень недоделок», но о нем вскоре забыли и многие важные работы так и остались на бумаге. В частности, не были установлены декоративные облицовочные плиты. Как результат, теперь смотреть на мост снизу (со спусков) не стоит. От старого же моста сохранилась фактически только литая чугунная высокая ограда, некоторые каменные конструкции и название.
Эта ограда появилась на старом Строгановском мосту не сразу. И здесь следует вспомнить, что некоторое время (до установки заграждения) Строгановский мост имел еще одно, неофициальное и довольно мрачное название — «Мост самоубийц». Как писал в 1913 году писатель, краевед и мемуарист, знаменитый одесский летописец Александр Михайлович де Рибас, внучатый племянник основателя Одессы, мост «…снабжен ныне высокою чугунною решеткою для предотвращения самоубийств. Несчастные, замученные жизнью, опираясь в отчаянии на прежние низкие каменные перила моста, испытывали непреодолимое стремление полететь вниз головою. Случаи самоубийств так одно время участились, что пришлось сделать высокую решетку». Построенный гораздо позже, в советское время, еще более высокий Тещин мост через некоторое время после открытия также был оборудован дополнительными, более высокими перилами — по той же самой причине.
Строгановский мост снимался в кино не меньше, чем Сабанеев. На Деволановском спуске снималось не менее двух десятков картин, упомяну лишь самые известные: «Мексиканец» (1955), «Повесть о первой любви» (1957), «Зеленый фургон» (1959), «Первый троллейбус» (1963).
В заключение предлагаю посмотреть небольшое (около 11 мин.) видео о Строгановском мосте. Судя по тексту в кадре, мы с автором пользовались одними и теми же источниками. Но если вас заинтересовала история самого большого дореволюционного моста Одессы, посмотреть, как выглядит мост сейчас — так сказать живьем — непременно стоит.
Строгановский мост на карте Одессы:
Источники
- http://www.migdal.org.ua/times/103/19100/?&print=1
- http://odessa-life.od.ua/…
- http://www.odessa360.net/sights/086_Stroganov_bridge/01_about/about.html
- http://barov.livejournal.com/26066.html
- http://porto-fr.odessa.ua/index.php?art_num=art021&year=2007&nnumb=18
- http://dumskaya.net/…
- http://lingvik.livejournal.com/2822.html?thread=122886
- http://viknaodessa.od.ua/old-photo/?ulitsa_grecheskaya
- http://ua-travels.in.ua/2015/03/21/nasledie-odessa-devolanovskij-spusk/
Очень интересная статья! Хорошо, что сохранились фотографии и рисунки старой конструкции. Конечно, Владимир Варна в чём-то прав, говоря, что мост утратил свой шарм; но если рассматривать нынешний, как самостоятельное сооружение, то он вполне себе ничего. :) Железобетонные арки, общий минимализм — мне нравятся. :)