02.02.2016      3138      1
 

Строгановский мост


Строгановский мост. 1910-е годы

Строгановский мост. 1910-е годы

Самым протяженным и величественным мостом Одессы по праву считается Строгановский. Мост был построен к 1863 году и был назван в честь новороссийского генерал-губернатора, первого почетного гражданина Одессы графа А.Г.Строганова.

Вид Карантинной балки со Строгановским мостом

Вид Карантинной балки со Строгановским мостом

Мост соединяет «разорванную» Карантинной балкой улицу Греческую. Его начали строить в 1851 году, хотя еще с начала 1840-х годов в Санкт-Петербург из Одессы отправлялись на утверждение различные проекты будущего моста, но все они одобрения в столице не получили. Зато потом, в 1851 году, в Одессу был направлен для исполнения проект моста, составленный молодым специалистом, будущим академиком архитектуры Карлом Маевским.

Строгановский мост. Картина С.М.Луппова. 1920-е

Строгановский мост. Картина С.М.Луппова. 1920-е

Маевский строил мост долгих десяток лет. За это время была сооружена только часть моста над Польским спуском. К самой сложной высокой части над Левашовским (ныне — Деволановским) спуском даже не приступили. В 1862 году город пригласил одесского архитектора Феликса Гонсиоровского, и тот за один год завершил этот долгострой.

Строгановский мост. 1910-е

Строгановский мост. 1910-е

Мост состоял из двух частей: трехарочного моста над Польским спуском и двухарочного моста над Левашовским спуском. Мост имел примерно 120 метров длины и свыше 13 метров высоты (в наиболее высокой части). Если быть точным — три моста. Маленький переходный мостик соединял сам мост с третьим этажом дома причта польского костела. В этом доме (ул.Польский спуск, 9) когда-то собирались паломники по святым местам в Палестине и, кроме того, здесь была маленькая богадельня. На каждом этаже вдоль широкого коридора размещались небольшие квартирки. В торце третьего этажа был выход на мостик, а на первом — выход во двор.

Трамвай №23 на Строгановском мосту. Начало 1960-х

Трамвай №23 на Строгановском мосту. Начало 1960-х

Между 1910 и 1920 годами мост освоил электрический трамвай: под мостом по Польскому спуску шел трамвай №22, а по мосту — №23.

В 80-х годах XX столетия городские власти приняли решение этот мост, якобы одряхлевший, разобрать и построить новый. Протесты специалистов, утверждавших, что существующее строение достаточно крепко и после реставрации послужит еще много лет, в расчет не принимались. Этот архитектурный памятник очень долго и с большими трудностями разбирали, а на его месте в 1985 году собрали единый железобетонный, довольно неуклюжий мост. Новый мост стал длиннее старого примерно на два метра и шире на метр-полтора. Кроме того, он стал выше на полметра. Небольшой мостик к дому восстановить забыли — перестройку моста проектировали не одесситы.

Строгановский мост. Вид с Деволановского спуска. 2013

Строгановский мост. Вид с Деволановского спуска. 2013

Краевед Владимир Варна в своей книге «Миф Юрия Олеши» (вышедшей в Одессе в 2013 году) пишет: «После убогой «реконструкции» 80-х годов прошлого века мост частично утратил свой романтический шарм. Массивные опоры, сложенные из выщербленных превратностью бытия брусьев ракушечника, были заменены скучными бетонными конструкциями. Исчезли тяжелые ржавые плиты, вдвинутые в верхнюю часть моста и производившие впечатление загадки и смутной угрозы. Исчезли и многие другие живописные детали — вроде узкого металлического перехода, ведущего с моста прямо на верхний этаж одного из соседних домов». От себя добавлю, что еще исчезла мраморная плита, вмонтированная в один из парапетов при входе на старый мост. На ней было указано имя человека, в честь которого мост был назван.

Вид со Строгановского моста на Польский спуск

Вид со Строгановского моста на Польский спуск

Я как раз учился в Одессе в конце 1970-х и начале 1980-х годов, так что теоретически я мог видеть еще старый Строгановский мост. Увы, этой возможностью я не воспользовался — но кто ж знал!

Строгановский мост над Деволановским спуском. 2013

Строгановский мост над Деволановским спуском. 2013

Как это обычно происходило в так называемые «времена застоя», новый мост торжественно открыли еще до завершения всех предусмотренных работ. Государственной комиссии был представлен «Перечень недоделок», но о нем вскоре забыли и многие важные работы так и остались на бумаге. В частности, не были установлены декоративные облицовочные плиты. Как результат, теперь смотреть на мост снизу (со спусков) не стоит. От старого же моста сохранилась фактически только литая чугунная высокая ограда, некоторые каменные конструкции и название.

Решетка Строгановского моста. 1949

Решетка Строгановского моста. 1949

Эта ограда появилась на старом Строгановском мосту не сразу. И здесь следует вспомнить, что некоторое время (до установки заграждения) Строгановский мост имел еще одно, неофициальное и довольно мрачное название — «Мост самоубийц». Как писал в 1913 году писатель, краевед и мемуарист, знаменитый одесский летописец Александр Михайлович де Рибас, внучатый племянник основателя Одессы, мост «…снабжен ныне высокою чугунною решеткою для предотвращения самоубийств. Несчастные, замученные жизнью, опираясь в отчаянии на прежние низкие каменные перила моста, испытывали непреодолимое стремление полететь вниз головою. Случаи самоубийств так одно время участились, что пришлось сделать высокую решетку». Построенный гораздо позже, в советское время, еще более высокий Тещин мост через некоторое время после открытия также был оборудован дополнительными, более высокими перилами — по той же самой причине.

Кадр из фильма "За власть Советов"

Кадр из фильма «За власть Советов»

Строгановский мост снимался в кино не меньше, чем Сабанеев. На Деволановском спуске снималось не менее двух десятков картин, упомяну лишь самые известные: «Мексиканец» (1955), «Повесть о первой любви» (1957), «Зеленый фургон» (1959), «Первый троллейбус» (1963).

В заключение предлагаю посмотреть небольшое (около 11 мин.) видео о Строгановском мосте. Судя по тексту в кадре, мы с автором пользовались одними и теми же источниками. Но если вас заинтересовала история самого большого дореволюционного моста Одессы, посмотреть, как выглядит мост сейчас — так сказать живьем — непременно стоит.

Строгановский мост на карте Одессы:

Источники

  1. http://www.migdal.org.ua/times/103/19100/?&print=1
  2. http://odessa-life.od.ua/…
  3. http://www.odessa360.net/sights/086_Stroganov_bridge/01_about/about.html
  4. http://barov.livejournal.com/26066.html
  5. http://porto-fr.odessa.ua/index.php?art_num=art021&year=2007&nnumb=18
  6. http://dumskaya.net/…
  7. http://lingvik.livejournal.com/2822.html?thread=122886
  8. http://viknaodessa.od.ua/old-photo/?ulitsa_grecheskaya
  9. http://ua-travels.in.ua/2015/03/21/nasledie-odessa-devolanovskij-spusk/


/
Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Yuriko:

    Очень интересная статья! Хорошо, что сохранились фотографии и рисунки старой конструкции. Конечно, Владимир Варна в чём-то прав, говоря, что мост утратил свой шарм; но если рассматривать нынешний, как самостоятельное сооружение, то он вполне себе ничего. :) Железобетонные арки, общий минимализм — мне нравятся. :)

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . Политика конфиденциальности