Этот памятник стоит в Одессе в честь исторического события — доставке в феврале 1800 года 3 000 свежих греческих апельсинов из Одесского порта в Санкт-Петербург в подарок от одесситов императору Павлу I.
Первоначально памятник был установлен 2 сентября 2004 года на пересечении Ланжероновской и Пушкинской улиц, рядом с Археологическим музеем. Однако уже в июле 2007 года памятник был перемещен на новое место — бульвар Жванецкого угол Преображенской улицы. Официальной причиной переноса памятника назывались рекомендации неких экспертов ЮНЕСКО, которые назвали памятник Апельсину одним из элементов, разрушающих историческую среду Одессы. Однако есть и иное мнение, заслуживающее внимания. Дело в том, что на боку апельсина, с противоположной стороны от Павла, были «увековечены в бронзе» имена руководителей города и области на момент создания памятника. Все они лишились своих постов. Возможно, монумент с именами поверженных политических врагов сильно мозолил глаза новой власти, и потому памятник было решено убрать в более отдаленное место.
Автор скульптуры — Александр Токарев, архитектор — Владимир Глазырин, автор идеи — Валерий Балух.
Памятник представляет собой установленный на постаменте апельсин со снятой с одной половины кожурой и с вынутыми несколькими дольками. Вместо этих долек внутрь апельсина вставлена фигура российского императора Павла I. Скульптурная композиция включает тройку лошадей, впряженных в апельсин. Апельсин установлен на колеса телеги, символизирующие перевозку апельсинов из Одессы в Петербург. На апельсине расположены самые известные здания Одессы — Оперный театр, Спасо-Преображенский собор, колоннада Воронцовского дворца.
Вся площадь скульптурной композиции занимает в диаметре 12,5 метров и вымощена гранитной шашкой (брусчаткой). По периметру круглой площади установлены чугунные столбики с цепями. Первоначально в композицию входили также два гранитных верстовых столба высотой 0,9 м, на которых было отмечено количество верст от Одессы до Санкт-Петербурга, но при переносе памятника с улицы Ланжероновской на бульвар Жванецкого они были утрачены.
Памятник отливали в Киеве, на него потребовалось около тонны бронзы.
В основу памятника легло легендарное событие, с которым в XIX веке было принято связывать начало благополучия Одессы.
После воцарения императора Павла I в 1796 году финансирование строительства одесского порта было приостановлено. Ревизия, проведенная по указанию Павла, показала отсутствие заметного прогресса в строительстве порта, несмотря на щедрое финансирование из казны, а также казнокрадство и разнообразные нарушения одесских чиновников. Строительная экспедиция была упразднена, вице-адмирал О.М. де Рибас отозван «на ковер» в Петербург, инженер Ф.П. де Волан уволен. Порт не был достроен, торговля, способная прокормить Одессу, так и не возникла, город к 1800 году находился «при последнем издыхании».
Понимая, что все несчастья города коренятся в недостроенности порта, члены городского магистрата собрались 9 января 1800 года на совещание, на котором решили просить у императора 25-летнюю ссуду для города в размере 250 тысяч рублей, которая была необходима для завершения строительства порта.
Магистрат, не возлагая особенных надежд на благосклонность императора, обратился за помощью в поддержании ходатайства к директору одесской таможни М.М.Кирьякову, который зиму проводил в Петербурге. И, вероятно, по совету Кирьякова, магистрат 3 февраля на своем совещании постановил:
«Рассуждая, что по открывающемуся теперешней весной мореплаванию, должно ожидать скорого прибытия к здешнему порту фруктов и во изъявление ко двору Его Императорского величества от обывателей сего города верноподданического усердия, магистрат первейший случай находит к посещению таковыми Его Императорского Величества, а потому и определил здешнему карантинному начальнику…, как скоро прибудут к здешнему порту апельсиновые фрукты, не допуская прежде покупщиков к оным, повелеть привозителям, отобрав самго лучшего сорта три тысячи, отпустить на платежный счет сего магистрата, которые приняв, отослать к Высочайшему двору…»
Апельсины были выбраны не случайно. Было известно, что Павел I обожает редкий по тем временам фрукт под названием «померанец». Померанцы, то есть апельсины, росли в России только в одном месте: в оранжерее бывшей усадьбы Меньшикова — Ораниенбауме, неподалеку от Санкт-Петербурга. Ораниенбаум (теперь этот город называется Ломоносов), кстати в переводе и есть «померанцевое дерево». Павел I любил тамошние плоды, хоть они были кисловаты и величиной с дамский кулачок.
Таким образом были отобраны лучшие из прибывших в Одесский порт апельсины. Говорят, что каждый фрукт был обернут в бумагу, на которой были расписаны преимущества Одессы как морского торгового порта. Сопровождать фруктовый обоз из восьми телег было поручено унтер-офицеру бывшего греческого дивизиона Георгию Раксамити, «по известной его на сей случай исправности». В выборе сопровождающего магистрат не ошибся — свежие фрукты были доставлены в столицу с необычайной быстротою — 8 февраля обоз вышел из Одессы, а уже 26 февраля прибыл в Санкт-Петербург.
Греческие апельсины были не чета ораниенбаумским — огромные, сочные и сладкие. Император, получив в подарок любимый фрукт, растрогался, сменил гнев на милость и подписал следующий рескрипт:
«Господин Одесский бургомистр Дестуни!
Присланные ко мне, от жителей Одессы, померанцы я получил, и видя, как в присылке сей и в письме, при оной мне доставленном, знаки вашего и всех их усердия, изъявляю через сие вам и всем жителям одесским мое благоволение и благодарность, пребывая к вам благосклонный,
Павел».
Трудно настаивать на том, что только апельсины произвели на императора такое удивительное действие. Наверняка Павел I советовался с приближенными, одним из которых, кстати, был министр флота, основатель Одессы адмирал де Рибас. Пожалуй, именно Осип Михайлович, который в тот момент был в фаворе, и посоветовал Павлу продолжить строительство как одесского порта, так и самого города.
Так или иначе, но милостиво приняв подарок, император Павел уже 1 марта 1800 года повелел:
- Отдать магистрату на отделку Одесской гавани все материалы, за которые от казны были заплачены деньги;
- Выдать 250 000 рублей заимообразно на 14 лет, за возврат суммы отвечают все купцы города, как живущие сейчас, так и поселяющиеся там впредь;
- Продлить все городские льготы еще на 14 лет, до уплаты займа.
Павел I пережил свой рескрипт всего на год. В ночь на 12 марта 1801 года он был убит офицерами в собственной опочивальне в Михайловском замке. Заговор высокопоставленных сановников сложился в 1800 году, причем в числе наиболее деятельных заговорщиков был и адмирал де Рибас. Правда, адмирал скончался в декабре 1800 года и непосредственно в убийстве императора по понятным причинам не участвовал. Впрочем, это уже другая история.
Занятно, что, получив займ от государства, одесситы и тут поступили по-своему: раз в указе написано «на развитие города», то можно трактовать сии слова как угодно, и они вложили деньги.. в развитие ломбардов. На ломбардах ростовщики приумножили императорскую ссуду, вернули деньги с лихвой, и этого хватило и на порт, и на саму Одессу, которая стала поистине «жемчужиной у моря».
Таким образом, Одесса была спасена — город выкупил себя при помощи взятки в размере 3 000 апельсинов. С этого момента начинается необратимое и бурное развитие Одессы. Так что этот исторический эпизод с апельсинами — ловкость магистрата, великодушие Павла — должен считаться поворотным моментом в истории Одессы.
И такой момент заслуживал быть увековеченным. Даже удивительно, что памятник, идея которого витала в воздухе, был создан относительно недавно.
Одесситы говорят: «Гуси спасли Рим, а Одессу спасли апельсины», а сам памятник часто называют «памятником взятке».
Памятник апельсину на карте Одессы:
Источники
- Википедия
- http://booknik.ru/today/culinary-comment/pamyatnik-apelsinu/
Отличный рассказ! Особенно понравилось, как распорядились одесситы полученными «на развитие города» деньгами. :)
А вот сам памятник, на мой взгляд, странноватый.
Согласен, странноватый. Видимо, потому, что слишком много автору хотелось показать. Притом, что другие работы А.Токарева (взять хотя бы памятник одесскому милиционеру) изящны и симпатичны — может, потому, что выполнены более лаконично?