Здание Одесского театра оперы и балета считается известнейшим архитектурным памятником Украины. Опера — один из красивейших театров в мире и настоящая жемчужина Одессы.
Часть 1. Первый городской театр Одессы
Часть 2. Одесский Оперный театр
Часть 3. Одесский Оперный театр. Интерьеры
Часть 4. Крыша Одесского Оперного театра
Часть 5. Одесский и Венский оперные театры
Американский журнал Forbes включил его в список 11 самых интересных достопримечательностей Восточной Европы.
Одесский Оперный Театр ведет свою историю практически со времен основания Одессы. Первый городской театр был построен в 1809 году по проекту известного французского архитектора Тома де Томона.
В 1873 году этот театр полностью сгорел, это было трагедией для города, но к счастью, человеческих жертв не было.
Руководство города понимало необходимость постройки нового театра, поэтому была создана комиссия по рассмотрению проектов нового театра под председательством Григория Маразли. После объявленного конкурса в 1880 году был выбран проект А.О.Бернардацци, который в то время занимал пост главного городского архитектора.
Тем не менее, поскольку известность архитекторов Фельнера и Гельмера была очень высока, то городская дума, пренебрегая проектом А.Бернардацци, обратилась к ним.
Могу только представить, как был расстроен Александр Осипович, но это решение оказалось судьбоносным.
Знаменитое австрийское архитектурное бюро Фельнера и Гельмера в основном специализировалось как раз на строительстве театров.
По проектам этих архитекторов были построено 48 театров во многих городах Центральной и Восточной Европы в стиле ренессанс с элементами барокко.
Проект Оперного театра для Одессы австрийцы подготовили к 1882 году.
Одним из образцов послужила возведённая четырьмя годами раньше Дрезденская Опера архитектора Готфрида Земпера, с нетрадиционной формой фойе, повторявшего изгиб зрительного зала.
Имеются также отсылки и к облику Венской оперы, которую строили также Фельнер и Гельмер.
Обладая абсолютно европейской внешностью, Одесская опера всегда была и театром европейского уровня.
Фундамент нового Оперного театра был заложен 16 сентября 1884 года, через 11 лет после пожара, уничтожившего первый городской театр.
Как писала городская газета «Одесский листок» от 18 сентября 1884 года:
«в фундамент был установлен ящик из котельной меди, посеребрённый снаружи, в который вложили следующие вещи: металлическая таблица с перечислением всех руководящих лиц города; пшеница урожая 1884 г. из с.Кошарки и бутылка вина местного производства; русские золотые и серебряные монеты; снимок герба Одессы; вид сгоревшего театра; техническая документация по новому зданию театра; записки Новороссийского университета за 1884 г.; городские газеты и пр.»
Проект Фельнера и Гельмера не был доработан в деталях, к тому же, архитекторы не приезжали в Одессу во время строительства, поэтому многое переосмыслили и дополнили одесские архитекторы Александр Бернардацци, Феликс Гонсиоровский и Юрий Дмитренко. Аллегорические композиции на фасадах выполнил скульптор Ф.Фридль.
Реализация проекта обошлась в колоссальные полтора миллиона рублей, но здание театра оснастили по последнему слову техники: впервые в Новороссийском крае были применены электрическое освещение и паровое отопление.
Работы велись подрядным способом из местных строительных материалов (в основном, популярного одесского известняка — ракушечника). Новый театр открылся 1 октября 1887 года.
Новый театр моментально стал культурным центром города, излюбленным местом богатых сословий Одессы, и, кроме того, пользовался небывалой популярностью среди артистов с мировыми именами.
Айседора Дункан, Майя Плисецкая, Анна Павлова, Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов — кого только не принимала сцена одесской Оперы! Здесь звучали голоса легендарных Энрико Карузо и Титта Руффо, Леонида Собинова и Саломеи Крушельницкой, Муслима Магомаева и Федора Шаляпина. Последний после своего первого визита в театр писал жене: «…Был в театре и пришел в дикий восторг от его красоты…». Кстати, в 1899 году в спектакле «Русалка» два выдающихся голоса — Шаляпин (бас) и Собинов (тенор) — выходили на сцену вместе, что было исключительно редким событием.
Выступал в Опере и Петр Чайковский. Его концерты всегда сопровождались аншлагами. Однажды после выступления актриса Мария Заньковецкая преподнесла маэстро лавровый венок с надписью «Бессмертному от смертной». В тот же вечер для Чайковского устроили шикарных банкет в Английском клубе (ныне — музей Морфлота). В письме к своему брату Модесту великий музыкант писал: «Никогда мне так не приходилось уставать от дирижирования, как в Одессе. Но зато никогда и нигде меня не возносили, не фетировали, как здесь. Если б хоть десятой доли того, что было в Одессе, я мог бы удостоиться в столицах!»
Еще одна из театральных баек касается профессионального Театра корифеев, который в конце XIX века гастролировал в Одессе. В труппу входили Иван Карпенко-Карый, Николай Садовский, Панас Саксаганский, Мария Заньковецкая. В день одной из премьер, когда разбушевалась непогода, перед входом в Оперный образовалась большая грязная лужа. А чтобы Заньковецкая смогла пройти, Садовский снял свою бобровую шубу и постелил прямо на грязь.
Кстати, легендарный Леонид Утесов пел на сцене нашей Оперы всего два раза. Первый — в 1917-м, когда в театре устроили грандиозный концерт по случаю визита Григория Котовского. А второй раз — после войны. Билеты раскупили вмиг! Народ даже принес стремянки, чтобы смотреть концерт через окна второго этажа.
В 1925 году в здании возник пожар, который уничтожил сцену и повредил зрительный зал. Спустя год театр был восстановлен, но уже через 40 лет потребовалась его полная реставрация, которая была произведена на выделенные из всесоюзного бюджета четыре миллиона рублей. Но и это помогло ненадолго — уже к середине девяностых годов двадцатого века здание пришло в катастрофическое состояние. Причина подобных проблем кроется в оседании породы, подлегающей под театром. В городе заговорили о том, что театр медленно, но верно «сползает» к морю, и вскоре мы его не увидим. К счастью, подобные слухи оказались преждевременными. В 2007 году завершилась долгосрочная реставрация, в ходе которой фундамент здания был укреплен сваями, произведена установка современных систем кондиционирования, пожарной сигнализации, электрообеспечения, произведена полная реставрация фасада и внутренних помещений.
Во время Великой Отечественной войны артисты Одесского театра не перестали выступать. Правда, в обязательном порядке приходилось включать в репертуар немецкие и румынские произведения, но оставалось место и для русской классики: «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» и «Лебединого озера».
Зал никогда не пустовал, в том числе и из-за того, что цены на билеты были невысокими. Труппа даже выезжала на гастроли.
При отступлении в 1944 году фашисты планировали взорвать здание театра, но, к счастью, этого не произошло. Легенда гласит, что спасла театр одна из его балерин — командующий операцией офицер влюбился в нее, а та уговорила его не трогать храм искусств.
Как свидетельствует надпись на мемориальной доске, именно на балконе театра 10 апреля 1944 г. было поднято знамя освобождения города Одессы от гитлеровских захватчиков.
В 1926 году театру было присвоено звание «Академический».
С 1929 года театр назывался «Государственный оперный академический театр им.Луначарского».
31 августа 2007 года указом Президента Украины № 807/2007 Одесскому академическому театру оперы и балета присвоен статус «Национального».
Одесский Оперный Театр знаменит прежде всего своей архитектурой, а по своей планировке и по техническим данным не уступает лучшим в Европе. Само здание исполнено в стиле венского «барокко», который был основным в европейском искусстве с конца 16 и до середины 18 века.
Над фасадом возвышается скульптурная группа, изображающая одну из муз — покровительницу искусства Мельпомену.
Она сидит в колеснице, запряженной четырьмя разъяренными пантерами. Эта аллегория иллюстрирует мысль, что только сила искусства способна покорить звериную дикость.
На фронтоне портика римскими цифрами указаны несколько дат: в первой строке MDCCCLXXXIV-MDCCCLXXXVII – годы начала и окончания сооружения театра (1884-1887).
Вторая строка содержит фразу «ardebat anno», что означает «театр горел» (речь идёт о пожаре 1925 года). Затем дата MCMLXVII (1967) и слово «restitutum» («восстановление») как напоминание о реставрационных работах в театре.
С обеих сторон от надписи портик венчают две скульптуры, олицетворяющие музыку и танец:
слева — Орфей играет на кифаре кентавру:
справа — муза танца Терпсихора обучает девочку своему искусству:
Около центрального входа на высоких постаментах установлены две скульптурные группы, олицетворяющие Комедию и Трагедию: слева — сцена из трагедии Еврипида «Ипполит», справа — эпизод из комедии Аристофана «Птицы».
На фигуре изображающей трагедию, представлена Федра, оплакивающая убитого Ипполита, лежащего тут же, у её ног.
В правой руке у неё чаша, из которой она только что приняла яд, левая прижата к сердцу. Позади группы находится опечаленный ангел.
По фронтону здания справа и слева расположены бюсты
Пушкина:
Гоголя:
Грибоедова:
Глинки:
символизирующие соответственно поэзию, комедию, драму и музыку.
На балюстраде здания расположены 16 фигурок путти (младенцев-амуров), каждая из которых уникальна и не повторяет остальные.
Посетив оперный театр, вы обязательно увидите зеркало, под которым еще в 1887 году был замурован символический ключ, подаренный архитектором нового здания театра Фердинандом Фельнером городскому голове Григорию Маразли. А еще говорят, что если быстро пробежать взглядом по фигуркам всех ангелочков яруса, то можно заметить, как они танцуют.
Сторона театра, смотрящая на Английский клуб и Театральный сквер, называется английской. В сквере, между театром и клубом, расположен фонтан «Молодость» (больше известный как «Дети и лягушка») и безымянный большой фонтан. Вдоль английской стороны театра из Театрального сквера к переулку Чайковского спускается изящная Театральная лестница, построенная архитектором Ускатом Я.А.
А сторона, обращенная на сквер Пале-Рояль и дом Навроцкого, называется французской.
Самая красивая часть здания — это зрительный зал.
Площадь сцены 500 м², арьерсцены — 200 м², ширина портала 15 м, высота — 12 метров. Полы из мраморной крошки особого рисунка для каждого этажа.
Для освещения театра впервые в Одессе было применено электричество, для чего была построена электростанция переменного тока. Впервые электрические лампочки вспыхнули в Одессе в 1887 году, в день открытия театра.
Одесский театр уникален не только своим архитектурным решением и изысканной лепкой, но и акустикой — голоса артистов одинаково хорошо слышны в любой части зала, рассчитанного, между прочим, на 1636 мест (в той же Венской опере — 1473 места). А если выбрать нужную точку на сцене, то от вибраций голоса даже начинает дребезжать люстра. «Когда пел Сергей Лемешев, — поделилась бывшая солистка театра Антонина Иванова, отдавшая Опере более 20 лет, — он определил, что если подойти ближе к краю сцены и встать прямо под рампу, голос разносится по залу лучше всего. Люстра при его выступлениях всегда дребезжала». Кстати, вес хрустальной люстры — 2,5 тонны!
В 1971 году в театре был установлен орган фирмы «Ригер-Клосс». 3 тысячи труб размещены над ложами второго яруса и при неиспользовании закрыты специальными шторами— жалюзи. Органный пульт передвижной и при необходимости устанавливается на сцене, тогда как обычно он находится за кулисами.
В 1997 году начались реставрационные работы по Одесскому оперному театру. Завершились они осенью 2007 года. Целых 10 лет!
Фундамент был укреплён именными сваями (1840 штук),каждая стоимостью 1 500 $, и выдерживающая нагрузку 30 000 т. А на оформление театра пошло примерно 7,5 кг сусального золота. Вся конструкция театра весит 54 000 тонн, а театральное здание, как и вся Одесса, стоит прямо на трещине подземных тектонических плит, которые находятся на глубине примерно полтора километра. Поскольку движение плит непрерывно, вышеупомянутые сваи движутся вместе с ними. Именно из-за этих колебаний здание театра постоянно смещается, о чем красноречиво свидетельствуют многочисленные мелкие трещины на фасаде, начавшие особенно интенсивно разрастаться в последние годы. По мнению экспертов проблему эту устранить, к сожалению, невозможно.
22 сентября 2007 года состоялось торжественное открытие полностью отреставрированного Оперного театра. Был воссоздан его первоначальный вид (с 1964 г.) как снаружи, так и изнутри.
В 2011 году студия Артемия Лебедева разработала новый логотип для одесского Оперного театра.
Что немаловажно, посетить Одесский оперный театр, несмотря на дорогую роскошь интерьеров, доступно каждому. По состоянию на декабрь 2008г., цены на билеты составляют от 20 до 100 грн., если выступают не именитые артисты.
В октябре 2012 года в здании Одесского театра оперы и балета начал работать музей, экспозиция которого крайне любопытна. Здесь собраны сценические костюмы, пожелтевшие от давности лет афиши, программки и фотографии, партитуры опер с пометками артистов, личные вещи знаменитых танцоров и певцов, которым в свое время рукоплескала Одесса. Эти и другие предметы (их в коллекции музея более 300) дают возможность прикоснуться к истории и проникнуться духом театра.
Репертуар Оперного Театра достаточно обширен, но среди самых известных и удачных постановок можно назвать следующие спектакли: «Кармен», «Травиата», «Трубадур», «Риголетто», «Запорожец за Дунаем», «Чио-Чио-Сан», «Наталка-Полтавка», «Жизель», «Щелкунчик», «Спящая красавица». На этих спектаклях зал обычно полон.
Рекомендуем и вам посетить одесский театр, полюбоваться его архитектурой, насладиться прекрасной музыкой и мастерским исполнением артистов, большинство из которых — народные артисты Украины.
Конечно же, такая достопримечательность, как Оперный театр, имеет свои легенды.
Говорят, что один европейский артист прямо во время представления зарезал на сцене свою партнершу. После этого работники театра якобы слышали шаги и плач актрисы.
Также рассказывают, что призрак известного одесского вора Япончика посещает театр. Известно, что он был поклонником искусства.
А еще, в одесском оперном театре верят, что если несколько минут смотреть на себя в шестиметровое зеркало, расположенное в конце английской лестницы, то постареешь на три года позже.
Одесса немыслима без своего оперного театра, который прославил ее на весь мир.
Традиционное видео (12:25) про историю Одесского Оперного театра:
Оперный театр на карте Одессы:
Посмотреть на Одесский оперный театр в реальном времени можно с помощью онлайн-камеры:
Источники
- http://100travels.com.ua/odesskij-teatr-opery-i-baleta/
- http://ostrozub.livejournal.com/32753.html
- http://diletant.media/articles/26835240/
- http://odessa-flat.com/Dostoprimechatelnosti/Odessa/Operni-teatr
- http://www.ukraine-is.com/ru/odesskij-opernyj-teatr/
- https://www.segodnya.ua/regions/odessa/Tayny-125-letney-Odesskoy-opery.html
- http://allcastle.info/europe/ukraine/040
- https://www.artlebedev.ru/odessa/opera/press/
- https://chernomorsk.com.ua/…
- http://fcdynamokiev.livejournal.com/84886.html
- http://domofoto.ru/house/6285
- http://yangur.livejournal.com/321282.html
- https://wikipoints.ru/point/984