20-е годы. Объявление на почтамте:
«Телеграммы, связанные с поисками пропавшей
экспедиции Нобиле, принимаются бесплатно».
Рабинович телеграфирует: «Хаим зпт ищи Нобиле тчк
Не найдешь зпт приходи кушать фаршированную рыбу тчк».
Почта Одессы не всегда находилась на Садовой. Первая контора, открытая в 1816 году, в течении семи лет не имела постоянного здания. Только в 1823 году она получила здание на углу Екатерининской и Жуковского, расширенное впоследствии путем постройки флигеля вглубь Екатериненской. Там Одесская пограничная почтовая контора – именно так в те времена звалась почта Одессы – существовала вплоть до своего переезда на нынешнее место, в 1898 году.
Кстати, городской почты до 1869 года в Одессе не было. Письма можно было отправлять в другие города и населенные пункты, но по Одессе – никак. Это несколько омрачало жизнь граждан, но все изменилось с приходом почтовой реформы – с появлением периодических изданий, на которые можно было подписаться, и которые доставлялись на дом. С 17 апреля 1869-го была открыта городская почта, а по городу разместили 12 почтовых ящиков.
К концу XIX века Одесса по численности населения (450 тысяч человек) занимала 4-е место в Российской империи. Остро стал вопрос о создании почтово-телеграфного сооружения, способного не только удовлетворить запросы быстрорастущего города, но и объединить телефонную и телеграфную службы, рассредоточенные в разных частях Одессы. Место для нового здания искали с 1891 года, и вскоре из городской казны было выделено 140 тыс. рублей на приобретение участка на улице Садовой. Проект новой почты заказали именитому архитектору Владимиру Федоровичу Харламову, по разработкам которого были построены почтамты в Киеве, Екатеринославле, Гродно и других городах.
2 апреля 1896 года был заложен фундамент здания, а спустя 2 года, как и предусматривалось контрактом, строительство было завершено. Процесс постройки регулярно освещался местными изданиями. Так, газета «Одесский листок» от 22 августа 1897 года сообщала, что в процессе возведении здания «подходит к концу устройство кирпичных сводов».
В «Одесской газете» за 25 апреля 1898 года появилась заметка: «24 апреля состоялось открытие и частное освящение нового здания почтовой конторы. Ровно к 7 часам утра в новое здание прибыли: председатель строительной комиссии граф П.П. Шувалов, бывший Одесский градоначальник П.А. Зеленый, начальник от почтово-телеграфного округа, все почтовые и телеграфные чиновники…, ст. цензор при почтовой конторе…, академик В.Ф. Харламов… Его сиятельство небольшими ножницами перерезал ленту цветов и новое здание при торжественных звуках народного гимна было открыто. Полное торжество освящения состоится по приезде в Одессу начальника главного управления почт и телеграфов генерал-лейтенанта П.И. Петрова».
Сразу после открытия о новом почтамте заговорили и далеко за пределами города. «Здание на улице Садовой по своему благоустройству, великолепию и целесообразности различных помещений является первым в России», — восторженно писалось в путеводителях по Одессе начала ХХ века. И в самом деле, это было первое в Российской империи здание, специально спроектированное, как узел связи. Здание стало (и до сих пор остаётся) главенствующим архитектурным элементом улицы Садовая.
Одесситы с восторгом и гордостью приняли новое здание почтовой конторы. Все книги об Одессе, справочные и путеводители подробно описывали новое здание, приводили его фотографии. В знаменитом «Иллюстрированном практическом путеводителе по Одессе» Г. Москвича описание почтамта находится в разделе «Достопримечательности», наряду с музеями, памятниками, Потемкинской лестницей:
«Почтамт помещается в собственном грандиозном здании на Садовой ул. Здание одесского почтамта, по своему благоустройству, великолепию и целесообразности различных помещений является первым в России… Фасад его очень красив и оживляется и разнообразится башнями, выступами, балконами. К числу достоинств здания внутри принадлежит обширность помещений, обилие воздуха и света, усовершенствованное отопление, хорошая вентиляция, электрическое освещение, мраморные лестницы, мозаичные полы и, наконец, чисто внешние украшения. Вход в почтамт через пять высоких арок, под которыми несколько гранитных ступенек приводят в высокий открытый вестибюль – лоджию, откуда пять громадных дверей, разделенных, во избежание давки, каждые на 2 части – отдельно для входа и выхода, приводят во внутренний вестибюль. Здесь обращаем внимание посетителя на надписи, которые имеются всюду на русском, французском и немецком языках; в случае не нахождения той или иной необходимой функции, советуем обратиться к одному из швейцаров, которые с большой предупредительностью дают самые точные соответствующие указания. Из вестибюля, где продаются марки, прямо двое ворот-арок ведут в грандиозный главный зал, вышина которого равняется вышине всего здания. Эта часть здания покрыта грандиозной стеклянной крышей на железных фермах, через которую зал хорошо освещается. В зал в три этажа выходят окна различных помещений почтамта. Внизу с обеих сторон зала, устроены красивые киоски-кассы, где производятся различные операции. С каждой стороны 26 таких касс. Слева, у входа, ближайшая дверь ведет в приемную и кабинеты начальника почтовой конторы и его помощника; далее – кассы, где производится прием различной корреспонденции. Справа, у входа, ближайшая дверь ведет в упаковочное бюро. В кассах правой стороны производится выдача всякого рода корреспонденции. У стены, противоположной входу в главный зал, производится прием и выдача посылок. Посреди зала – столы для письменных занятий публики и распоряжения почтово-телеграфного ведомства, касающиеся публики. От вестибюля направо две двери ведут в зал для приема международных и внутренних телеграмм, третья ведет к лестнице, по которой во втором этаже помещается канцелярия телеграфной конторы, а в третьем – почтовой конторы. Налево, первая дверь ведет в бюро телеграфных справок, другие две двери ведут на лестницу, по которой в первом этаже – приемная и кабинеты начальника почтовой конторы и его помощника, во втором – обширный зал, где производится выдача (по билетам) из американских ящиков, выдача простой (внутренней) и заказной корреспонденции, выдача простой казенной корреспонденции. Выдача «до востребования». В том же этаже переговорная телефонная станция по линиям Одесса – Николаев, Одесса – Кишинев, Одесса – Херсон. В третьем этаже – приемная индо-европейского телеграфа и черноморский кабель» (1909 г.).
Внешним и внутренним убранством постройка обязана архитектору. При составлении проекта Владимир Федорович рекомендовал воздержаться от дешевой экономии в существенных частях здания и деталях, чтобы избавиться от постоянных ремонтов и доработок. Кроме того, Харламов приводил в пример заграничные казенные учреждения, которые, кроме соответствия назначению, служили украшением города, образцом для частных проектов и примером изящного вкуса. К счастью, к авторитетному мнению мастера прислушались, и все рекомендации были учтены.
В иллюстрированном путеводителе Г.Н. Каранта «Одесса, ее окрестности и курорты» (1899г.) также есть подробное описание нового здания с описанием всех функций и режима роботы.
Огромный операционный зал почтамта производил грандиозное впечатление за счет высоты, равной высоте всего здания, и стеклянной крыши на железных фермах, дававшей естественное дневное освещение. На первом этаже располагались зал почтовых операций для публики и зал приема международных и внутренних телеграмм, на втором этаже — почтовые конторы, на третьем — канцелярия и телеграфные конторы. В главном операционном зале действовало 26 оконных касс для приема различной корреспонденции. Одно из окон специализировалось на приеме иногородней корреспонденции от представительниц слабого пола. Отдельное окно обслуживало дам, отправлявших по почте денежные и ценные пакеты, а также узлы со звонкой монетой. Трудился почтамт с восьми часов утра и до восьми часов вечера без выходных, причем у каждого окна было свое расписание. При входе посетителей встречали швейцары в ливреях почтово-телеграфного ведомства. Работал гардероб, в котором плата за хранение вещей не взималась. Кроме того, почтамт был единственным местом, откуда можно было позвонить не только в другой город, но и за границу.
Один из курьезных случаев, произошедший в ноябре 1908 года в главном здании почтамта, был отражен в газете «Одесский вестник»: «Около двух часов дня в одном из отделений, почтальон Михаил Чеканов, сменившись со службы, подошел к шкафу, вынул оттуда револьвер, принялся его рассматривать. Нечаянно им был задет курок. Раздался выстрел, и перепуганный насмерть служащий, полагая, что он ранен пулей, взмахнул руками, и, свалившись на пол замер. На почтамте поднялся переполох. Все предположили, что Чеканов мертв. Немедленно была вызвана карета скорой помощи. По прибытии на место врач принялся осматривать «пострадавшего», и, не обнаружив никаких следов крови, обратился к Чеканову с вопросом жив ли он, «пострадавший» ответил утвердительно и приоткрыл глаза: на нем, к счастью, не оказалось ни единой царапины. Опасаясь насмешек со стороны сослуживцев, испуганный Чеканов поспешил отправиться домой».
Михаил Зорин в воспоминаниях о Бабеле писал: «Бабель рассказывает, что однажды в Одессе девушка принесла ему альбом, в который записывала свои стихи. Они были выписаны каллиграфически, каждая буква «отработана». Стихи робко-слабые, гимназические, но почерк не мог оставить человека равнодушным. Почерк вызывал восхищение. Строка к строке, на подбор. «Где вы научились так красиво писать?» — спросил ее Бабель. «На почте…» — ответила девушка. И писатель объяснил нам смысл этого ответа. Многие одесские студенты зарабатывали тем, что писали на почте за неграмотных письма родным и близким. Люди любили красивый и четкий почерк. Люди диктовали свои письма, определяя их стиль. Одесский грузчик-украинец предпочитал лирику, солдат из далекой Сибири — сдержанную тоску и хозяйственную деловитость, еврей неудачник-коммерсант — горесть, молдаванин — возвышенно-цветистый слог, но всем нравилось, чтобы письма были «подлинней и посердечней». Некоторые студенты тренированно заучивали тексты писем, заготовленные на случай рождения, смерти, свадьбы, успешного завершения торговой сделки, жалобы на здоровье, безденежье, но были и «художники», которые вели, выражаясь современным языком, «интервью» с неграмотными и писали каждый раз новые письма, сугубо частные, с различными житейскими сюжетами. По своему складу интимного лирика девушка чаще и больше всего писала на одесском почтамте любовные послания. Это сказалось и в стихах».
Во время Великой Отечественной войны здание главпочтамта очень пострадало: в него попала авиационная бомба. После войны почтамт сменил адрес, переехав в помещение бывшего ломбарда на улицу Гоголя, 12. Только в 1956 году Министерство связи СССР утвердило проект восстановления и реконструкции сооружения. Проект был разработан архитектором В.Л.Фельдштейном. В 1962 году ремонт почтамта был закончен, фасады приобрели довоенный вид. Претерпел изменения облик операционного зала: был упрощен декор стен и окон. Также в нем появился атрибут советского учреждения — памятник В. И. Ленину. При реконструкции здание несколько «упростили», лишив его башенки над центральным входом, и маленьких «кукушатен» на углах. В целом был проделан колоссальный объем работ, большая часть которых была выполнена вручную. Кроме того, одесситам помогали бригады строителей из Москвы и столярные мастерские Киевского почтамта.
Теперь это трудно представить, но междугородние телефонные переговоры для горожан, не имевших дома телефона, а таких было большинство, происходили так. Человек приходил на переговорный пункт и заполнял специальный бланк, где указывал имя и почтовый адрес того, с кем хотел поговорить, а также дату и время переговоров (делали это заблаговременно, за 2-3 суток). Служащий отправлял телеграфное уведомление по указанному адресу с тем, чтобы вызываемый пришел в назначенное время на свой переговорный пункт. Оба приходили на пункты в своих городах и начинали ждать вызова. Обычно проходило от получаса до часа, пока телефонисты приглашали на переговоры. Естественно, что, кроме поминутной платы за разговор, взималась плата за уведомительную телеграмму.
В феврале 1971 года за досрочное выполнение заданий пятилетнего плана и успешную работу по обслуживанию населения, народного хозяйства средствами связи Президиум Верховного Совета СССР наградил Одесский почтамт орденом Трудового Красного Знамени.
Примерно в это же время появились междугородние телефоны-автоматы, по которым звонили знакомым, у которых был телефон. В конце 1970-х я звонил родителям, жившим в другом городе, с переговорного пункта, расположенного на Одесском почтамте — сюда было ближе всего идти от института связи, в котором я тогда учился. Такой телефон-автомат принимал только 15-копеечные монеты, за которые можно было поговорить определенное время, зависящее от тарифа для данного города. Обычно я опускал несколько монет и говорил до предупредительного сигнала, после чего при необходимости продолжить разговор добавлял еще монет. В одном из окошек можно было поменять крупные деньги на монеты по 15 копеек.
В 1998 году, к 100-летию со дня открытия, был выполнен ряд инженерных работ, обновился и главный операционный зал.
Сегодня главпочтамт продолжает принимать посылки, сортировать письма, совершать денежные переводы, продавать конверты и марки. Главное отделение по-прежнему работает без выходных. Правда, рабочие часы немного сократились: с понедельника по субботу услуги связи предоставляют с 9:00 до 19:00, а в воскресенье с 10:00 до 15:00.
Главпочтамт на карте Одессы:
Источники
- http://obodesse.at.ua/publ/sadovaja_ulica/1-1-0-53
- http://kriminal.tv/…
- http://odportal.com.ua/arh/pochta.html
- http://larchik-osh.livejournal.com/33917.html
- http://dumskaya.net/news/dvorec-na-sadovoj-fotoreportag-039665/