В сквере у Оперного театра, у здания бывшего Английского клуба, стоит фонтан, который одесситы называют «Дети и лягушка». Трое детей сидят на обрыве у берега пруда и сверху увлеченно наблюдают за лягушкой, изо рта которой бьет струйка воды. Лица детей настолько естественны, искренни и светлы, что любой прохожий, обративший внимание на эту скульптурную композицию, если и не вспомнит собственное детство, то, как минимум, обязательно улыбнется. Такой скульптуре, строго говоря, место в музее, но мы в Одессе, а центр этого города и есть музей под открытым небом.
Кстати, неподалеку, за Археологическим музеем, расположен сад скульптур. Они аккуратно размещены за забором, и, чтобы посмотреть на них, нужно заплатить. Работы современных мастеров, собранные в этом саду, сделаны старательно и не без выдумки. Однако сделаны они «из головы», их можно рассматривать, как шаржи, меткие и остроумные зарисовки, но искусством их назвать сложно. Шарж может быть весьма искусным, но это не искусство. Рядом с ними вспоминаешь и размышляешь, но не переживаешь. Когда одного маститого художника спросили, как он оценивает работы своих учеников, тот ответил, мол, очень просто — смотришь на картину, и если по спине побежали мурашки, значит, картина хорошая.
Может быть, я слишком пристрастен, но в хвосте любой змеи, которых поблизости, перед входом в Археологический музей, пытается задушить Лаокоон с сыновьями, больше искусства, чем во всем саду скульптур.
Кстати, так вполне могла называться какая-нибудь мануфактурная лавка: «Лаокоон и сыновья».
Но вернемся к фонтану с детьми и лягушкой. История его появления в Одессе проста и незатейлива, хотя некоторые подробности доподлинно не известны. Начнем с самого начала.
Скульптура была создана популярным французским скульптором эпохи модерн Максом Блондом (Max Blondat), который назвал ее «Молодость» (фр. «Jeunesses«) и впервые выставил ее на Парижском художественном салоне в 1904 году. Композиция имела успех, многие захотели ее купить, так что Максу пришлось наладить выпуск авторских копий, чтобы удовлетворить всех желающих. Каждая копия отличалась от других в деталях — декор и отделка камня, на котором расположились трое юных любителей природы, позы и количество лягушек, и только фигуры детей повторялись один к одному.
Одну из таких скульптур и купил состоятельный одессит. Но кто им был, в точности не известно. Наиболее правдоподобная версия одесских краеведов называет первым владельцем ювелира Акима Биска, который установил приобретение у себя на даче на Французском бульваре, 26 (сама дача не сохранилась, сейчас там расположены корпуса Одесского университета).
Помимо скульптур, автор использовал сюжет также и для небольших бытовых предметов — фарфоровых чернильных наборов, бронзовых пепельниц, деревянных статуэток — сейчас все они хранятся в музеях и частных коллекциях и представляют немалую ценность. Например, за гипсовый макет, с которого делались авторские копии, в 2006 году на аукционе «Сотбис» заплатили 9000 евро.
После революции фонтан национализировали и реквизировали. В 1925 году (по странному совпадению в этом году скончался его автор) фонтан установили в центре клумбы возле Оперного театра. В 1970-х годах фонтан переместили к зданию Английского клуба, в котором в советское время располагался Одесский музей морского флота. Здесь он находится и сейчас. Авторское название «Молодость» не прижилось, одесситы называют фонтан «Дети и лягушка» или «Нарцисс».
А на месте, где раньше стоял фонтан с детьми и лягушкой, сделали новый фонтан — большой и с красивой подсветкой.
Как я уже рассказывал, Макс Блонд сделал чуть ли не десяток вариантов столь удачно получившейся скульптуры. Они разъехались по всему свету, и сейчас такие же фонтаны можно увидеть на площади Дарси в Дижоне (Франция), в Цюрихе (Швейцария), Денвере (США), Буэнос-Айресе (Аргентина) и других местах.
В Дюсссельдорфе (Германия) композицию назвали «Сказочным фонтаном» (нем. «Maerchenbrunnen«) и выставили раньше всех, в 1905 году в первом общественном парке Германии (нем. Hofgarten).
Несмотря на изящную решетку вокруг фонтана, он постоянно страдал от вандализма — несознательные граждане разбивали и отламывали лягушек, отбивали конечности у изображений детей. Устав восстанавливать местную достопримечательность, власти Дюссельдорфа в 1985 году, к восьмидесятилетнему юбилею фонтана, перенесли мраморную скульптуру в местный музей, поместив на ее место в парке бронзовую копию детей и лягушек.
В Одессе фонтан тоже постоянно страдает от вандалов. Больше всего достается лягушке, ее постоянно чинят, реставрируют и восстанавливают. Нынешняя лягушка — всего лишь стилизация, она не аутентична и далека от той, которая много лет назад впервые приехала в Одессу.
Удивительно, но фонтан пережил бурные времена революции и три войны — Гражданскую и обе Мировых — и уцелел.
Неувядающий успех камерного фонтана «Дети с лягушкой» вызван, безусловно, особым шармом, заложенным скульптором Максом Блонда в свое творение. Хотелось бы, чтобы детки и лягушка, более 100 лет радующие глаз одесситов и гостей города, продолжали свое доброе дело еще много-много лет.
Фонтан «Дети и лягушка» на карте Одессы:
Источники
- Википедия (рус.)
- Википедия (фр.)
- http://odessa-flat.com/html/lyagushka.asp
- http://obodesse.at.ua/publ/1-1-0-47
- http://www.schoen-eventagentur.com/dyusseldorf-1923-god-denzhishhi-notgeld/
- http://archodessa.com/all/opera-theatre-garden-monument-youth/