Так называемый «Дом с одной стеной» по понятным причинам входит в число известнейших достопримечательностей исторического центра Одессы. Взгляд с определенного ракурса создает иллюзию отсутствия боковой стены дома: она примыкает к фасадной под очень острым углом и, когда взгляд направлен параллельно ей, попросту не видна.
Доходный дом Рафаловича был построен в стиле ренессанса с элементами эклектики в 1889 году архитектором Д.Я.Климовым или Д.В.Тележинским. Дом известен также под следующими наименованиями: «дом-стена», «плоский дом», «дом с одной стеной» и даже «ведьмин дом».
За время своего существования дом успел обрасти множеством легенд и домыслов, иногда мистических, но чаще попросту несуразных, призванных объяснить причины столь нетрадиционной планировочной формы здания. К примеру, одна из наиболее распространенных городских легенд гласит , что во время строительства этого дома не хватило средств на постройку боковой стены, потому, мол, и пришлось строить треугольный дом.
Есть и совсем дикие версии, например, что архитектор был пьян. На самом деле, форма здания обусловлена очертаниями участка, на котором он стоит. Земля в самом центре Одессы и тогда была дорогой, поэтому при строительстве площадь участка была использована по максимуму. Собственно, несколько соседних зданий по Воронцовскому переулку также стоят на участках неправильной формы.
В первой половине XIX века участки под нынешними номерами 4, 6 и 8 имели значительно большие размеры и относились не к переулку, который тогда еще не был застроен, а к Военному спуску. Сам Воронцовский переулок был проложен в 1820-х годах вдоль дороги, ранее огибавшей стоявшую над обрывом турецкую крепость. Тогда же к четной стороне переулка частично отошли смежные с ним участки по Военному спуску.
Застройка, занимавшая участок №4 в 1820-1880-е годы, едва ли относилась к презентабельной, да и сам переулок, несмотря на очень высокую цену земли в этом районе, по сути играл роль задворок парадного Приморского бульвара. Импозантные строения начали появляться здесь лишь в последние десятилетия XIX века.
Во второй половине 1880-х годов участок приобрел представитель одной из самых успешных в тогдашней Одессе семей, сколотивших капитал на различного рода денежных операция, один из семи братьев Рафалович — Георгий, финансист, банкир, совладелец торгового дома «Федор Рафалович и Ко» наряду с двумя братьями, Александром и Марком. Кроме того, он был консулом, представлявшим в разное время в Одессе интересы Бразилии, Перу и Дании.
Неудобная для строительства форма участка, доставшегося Г.Рафаловичу, нового владельца нисколько не смутила. В конце 1880-х архитектор Д.Я.Климов (по другим данным — Д.В.Тележинский) составил проект большого трехэтажного доходного дома, строительство которого было окончено уже в 1889 году. Квартира домовладельца находилась здесь же. Проживали в доме и другие члены его семьи.
В 1890-е годы здесь квартировал Александр Рафалович, старший из братьев, купец 1-й гильдии, после смерти отца — Федора Рафаловича — с 1882 года глава торгового дома «Федор Рафалович и Ко» и председатель правления Бессарабо-Таврического земельного банка. После 1897 года в списках жильцов его имя не значится. Сам Александр Рафалович владел четырьмя домами в Одессе. Другой брат Г. Рафаловича, Артемий (Артем), жил здесь в 1890—93 году. К середине 1890-х Артемий Рафалович, финансист и «выдающийся банковский деятель», переехал из Одессы в Санкт-Петербург.
Жили по этому адресу и другие выдающиеся люди своего времени. Так, с 1894 года и до самой смерти в 1902 году квартиру в доме Рафаловича снимал Борис Юльевич Витте, председатель Одесской судебной палаты, заместитель городского головы, действительный статский советник. Он был родным братом Сергея Юльевича Витте, бывшего министром финансов Российской империи в 1890-е годы, а впоследствии с 1903 года и до выхода в отставку в 1906 году — председателем комитета министров Российской империи. Сергей Юльевич в юности жил в Одессе, любил приезжать туда в гости и, разумеется, бывал в этом доме.
Арендная ориентированность дома не подлежит сомнению: основная часть квартир предназначалась для юристов, чиновников, крупных торговцев — представителей высшего сегмента так называемого «среднего класса» — и имела внушительную площадь. Учитывая эти факторы вкупе с высокой вероятностью неправильных планировок, автор проекта должен был с особой ответственностью подойти к его составлению.
Доходный дом Рафаловича состоит из четырех крыльев, расположенных по периметру участка неправильной формы, напоминающей сильно деформированную трапецию. Боковые крылья примыкают к лицевому под различными острыми углами таким образом, что по мере приближения к обрыву над Военным спуском участок расширяется. Лицевое и боковые крылья — трехэтажные, тыльный флигель имеет два этажа (частично был надстроен в 2000-х годах) и расположен с отступом от края участка со стороны Военного спуска, образуя небольшой двор-террасу, огороженный каменным парапетом. Доступ туда из основного двора осуществляется через проходной подъезд самого флигеля.
Просторный и хорошо освещенный двор имеет неправильную планировочную форму — два прямоугольника (в общих чертах), совмещенных под тупым углом. Функцию доходного исполняло не только лицевое крыло, но и боковые, в пользу чего свидетельствует их планировочная структура и презентабельная, хотя и более скромная, чем в лицевом, отделка подъездов.
Строгая, несколько суховатая, но достаточно гармоничная архитектура дома типична для рубежа 1880—90-х годов. Облик главного фасада тяжело назвать запоминающимся, однако его архитектурная отделка носит характер импозантной и изысканной.
Балконы сохранили великолепные ограждения криволинейного изгиба, чей дизайн находит отображение в секциях перил центрального подъезда.
Отделка подъезда представляет собой прекрасный пример парадного интерьера дорогого доходного дома конца XIX века. Дорогие секционные лестничные перила относятся к очень редкой разновидности и во многих чертах повторяют орнамент балконных ограждений главного фасада.
В советский период своей истории здание постигла судьба многих других жилых домов центра Одессы. Основательно «уплотненный», перепланированный под коммунальные квартиры дом десятилетиями не ремонтировался, что, разумеется, давно перестало удивлять горожан. Однако наиболее масштабные невзгоды в жизни постройки появились уже в постсоветские времена. В начале 2010-х годов один из жильцов третьего этажа предпринял попытку надстроить свои апартаменты мансардой. Строительные работы начались с разбора перекрытий чердака и крыши, на чем они «благополучно» завершились.
В таком состоянии дом простоял без малого полтора(!) года, по стенам поползли трещины. В 2012 году по Одессе прокатилась волна общественного возмущения, связанная с началом строительства на примыкающем к дому участке (№6), что грозило утратой знаменитой оптической иллюзии дома. На волне вызванного этим скандала дом 1 марта 2013 года был включен в список памятников культурного наследия города Одессы, на фасаде проведены тщательные реставрационные работы, а строительство по соседству остановлено.
Сегодня дом Рафаловича ежегодно привлекает тысячи туристов, продолжая удивлять неподготовленных людей иллюзией того, что от него осталась одна лишь фасадная стена. Во многих других городах иногда можно встретить подобные дома, да и для Одессы здание не является единичным: здесь строений подобной конфигурации насчитывается около десятка(!), однако «дом-стена» в Воронцовском переулке, 4 — самое знаменитое из них.
Дом неоднократно снимался в кино — вообще Воронцовский переулок весьма популярен среди кинематографистов. Вот, с разбегу удалось найти кадр из советского фильма 1977 года «Волшебный голос Джельсомино». Мужчина на фото — отец главного героя, его играл Виктор Ильченко. За его спиной виден фасад дома с одной стеной.
А вот что рассказывает про дом с одной стеной известная артистка Нонна Гришаева:
Доходный дом Рафаловича (дом с одной стеной) на карте Одессы:
Источники
- http://archodessa.com/all/voroncovsky-lane-4/
- http://richtor-br.livejournal.com/795.html
- https://denispolishchuk.wordpress.com/…
- http://hrabro.com/21383