Ванька Головатый

«Родилась я на даче Саракини (Большой Фонтан, 11-я станция паровичка) около Одессы. Морской берег там крутой, и рельсы паровичка шли по самому краю…»
Анна Ахматова, автобиография

Ванька Головатый

Ванька Головатый

В конце ХIХ века основным городским транспортом в Одессе была конка. Однако с развитием экономики возрастала и потребность в транспорте. Для перевозки большого количества различных товаров в разные части города, а также транспортировки пассажиров одной конки было уже недостаточно.

В помощь конке пришел паровой трамвай. Его появление стало следствием притока пассажиров в пригороды Одессы — на дачи Большого Фонтана и грязелечебницы Хаджибейского лимана.

"Ванька Головатый" на конечной станции у Куликова поля

«Ванька Головатый» на конечной станции у Куликова поля

По Одессе для конки было проложено достаточно рельсовых путей, однако паровоз ходил только по этим двум маршрутам. Дело в том, что, во-первых, имелась серьезная угроза пожара, поэтому паровоз ходил по малозастроенным улицам, а то и по чистому полю; во-вторых, дым нравился далеко не всем, поэтому проезд, например, по центру города совершенно исключался; в-третьих, в то время соседство громыхающей и дымной железяки заспросто могло спровоцировать ДТП — встречные лошади могли понести со всеми вытекающими последствиями. Поэтому паровозы таскали пассажирские вагончики по фактически загородным линиям.

Первую линию парового трамвая в Одессе открыли 26 апреля 1882 года.

"Ванька Головатый" на Большом Фонтане

«Ванька Головатый» на Большом Фонтане

Один маршрут этого вида транспорта начинался на углу улиц Пантелеймоновской и Итальянской (ныне Пушкинская) и шел к Золотому Берегу (сейчас это линия трамвайного маршрута №18). Второй, длиной около 9 километров, пролегал от Херсонского сквера до Хаджибейского лимана — теперь это линия трамвайного маршрута №20.

Вот что вспоминает работавший кондуктором будущий писатель К.Г.Паустовский:

«Когда мы слишком уж изматывались, то просили у нашего трамвайного начальства превести нас на несколько дней на «паровичок» — паровой трамвай. Маленький паровоз, похожий на самовар, был вместе с трубой запрятан в коробку из железа. Он выдавал себя только детским свистом и клубами пара. Паровоз тащил четыре дачных вагона. Они освещались по вечерам свечами, электричества на «паровичке» не было…»

"Ванька Головатый" на Большом Фонтане

«Ванька Головатый» на Большом Фонтане

Сами паровозики изготовлялись на Коломенском заводе, а вагоны первоначально доставлялись из Бельгии морем. Однако импорт был дорогим, и в середине 1890-х годов вагоны стали изготавливаться на одесском линейно-механическом заводе «Беллино-Фендрих», а также в Одесских главных механических мастерских. Были они открытого типа и специальной конструкции. Для экономии воды их снабжали конденсатором пара, то существенно снижало эксплуатационные расходы.

Паровозики имели очень неуклюжий вид, — из-за непомерно широкой вверху трубы, похожей на казан, они получили название «Ванька Головатый». Такая форма трубы объяснялась тем, что в ней были установлены специальные пламя- и искрогасители — это уменьшало вероятность пожара в городе.

"Ванька Головатый" на 16-й станции Большого Фонтана

«Ванька Головатый» на 16-й станции Большого Фонтана

Топливом для паровозика служили специальные брикеты из угольной пыли. Длинный шлейф густого черного дыма тянулся за паровичком, сажа садилась на одежду и лица пассажиров и прохожих. При этом скорость такого состава была невелика.

Проезд до конечной станции на Большом Фонтане длился 40 минут. В летнее время поезда отходили через каждые 25 минут. Билет стоил 20 копеек.

Хоть «Ванька» и был совсем маленький паровоз, но остановки на его пути уже были станциями. И сейчас, когда забавные паровозики остались в истории, остановки трамвая, идущего по тому же маршруту, по старинке продолжают называть станциями, например, «10-я станция Большого Фонтана». На каждой станции стояли каменные сооружения, остановки, именуемые «бельгийками» — трамвайная линия строилась по бельгийскому проекту. К сожалению, немногие уцелевшие станции или используются не по назначению, или находятся в запущенном виде и потихоньку разрушаются.

"Ванька Головатый" проходит под Пересыпским мостом, направляясь к Хаджибейскому лиману

«Ванька Головатый» проходит под Пересыпским мостом, направляясь к Хаджибейскому лиману

К слову, о скорости, всем известный одесский спортсмен и авиатор Сергей Уточкин, соревновался с «Ванькой Головатым», — он пробежал за час на пари от Куликова поля до конечной остановки паровичка 10 километров наравне с ним, а под конец даже обогнав.

К концу 1896 года в Одессе в эксплуатации было 9 паровозов и 53 вагона на паровой тяге. Ежедневно, особенно в летнее время, паровичок совершал 36 рейсов на Большой Фонтан, а на Хаджибейский лиман — в оба конца 18 рейсов.

Одесский паровой трамвай на конечной станции Хаджибейской линии

Одесский паровой трамвай на конечной станции Хаджибейской линии

К сожалению, пользование паровым трамваем, как и конкой, было неудобным, а зачастую — опасным. Неисправные вагоны приводили к аварии и тормозили движение. Нередко вагоны сходили с рельс, что надолго останавливало движение по линии.

В 1910 — 1912 годах линии конки и паровика электрифицировали и пустили по ним трамвай. Паровик на Фонтан заменили на трамвай в 1912 году, а на Хаджибей — в 1913-м. Нужды в «Ваньке Головатом» больше не было.

5-я станция Хаджибейской линии в наше время - та самая "бельгийка"

5-я станция Хаджибейской линии в наше время — та самая «бельгийка»

Однако через некоторое время паровик ненадолго вернулся. В 1918 году, когда во время гражданской войны начались перебои с подачей электричества, паровики на Фонтан и Хаджибей с 1918-го года ходили снова — как и за пару десятков лет до этого. Только в 1922-м «Ванька Головатый» окончательно ушел с Фонтана, а на следующий год — и с Хаджибейской линии. Паровики с вагонами были проданы в другие города, в частности, в Аккермане (Белгород-Днестровском) паровозы возили грузы. Старые одесситы знают, что в районе 8-й станции Большого Фонтана долгие годы лежал паровичок, которого во время одного из оползней накрыло красной глиной.

Ванька Головатый

Ванька Головатый

Моя бабушка застала паровой трамвай. Она так рассказывала о нем: «Господа летом соберутся на дачу — жарко, все в белом, дамы в платьях, с кружевными зонтиками. Сядут по вагонам, а они открытые. Ванька гудок даст и сразу дыму, дыму! Так до дачи все чумазые и приезжали».

С одесским паровичком связана еще одна история. По старой железнодорожной традиции поезда на конечной и начальной станциях встречали и провожали оркестром. Такой оркестр был и на 16-й станции Большого Фонтана. Последний «Ванька» уходил вечером в 19:40. Вот веселые музыканты и придумали веселую мелодию по случаю окончания работы. Ведь отправлялись они домой в город последним паровичком. Тем более что указанные в куплете слова «Фонтаны и Пересыпь ждут его домой» отражают маршруты именно одесского парового трамвая. Но это всего лишь одна из версий того, как появилась песня «Семь сорок» — правда, самая правдоподобная.

Малая железная дорога, или паровичок, что ни говори, вписал свою страницу в историю Одессы, память о нем осталась в названиях остановок и словах из самой одесской песни:

«В семь сорок он подъедет,
В семь сорок он подъедет,
Наш старый, наш славный,
Наш агицын паровоз»

—————————————————————————————

источники:

  1. http://volnorez.com.ua/…
  2. https://bessarabochka.blogspot.ru/2017/01/konka.html
  3. http://www.thesis.od.ua/nachalo-istorii-odesskogo-tramvaya/
  4. http://timer-odessa.net/…

 

 

Запись опубликована в рубрике Всякая всячина с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий