Первый автомобиль в Одессе

Невероятно, но факт: первый автомобиль в Российской империи появился в Одессе осенью 1891 года. Его привез на корабле из Франции Василий Васильевич Навроцкий — издатель и редактор популярной городской газеты «Одесский листок». Он увидел автомобиль на парижской выставке и сразу понял, что без него домой не вернется.

Панар-Левассор. Первый автомобиль в Одессе

Панар-Левассор. Первый автомобиль в Одессе

Средства позволяли, и Навроцкий стал счастливым владельцем автомобиля марки Panhard & Levassor («Панар-Левассор»). Это была одна из первых моделей легендарной французской фирмы. Двухместная открытая машина имела расположенный сзади двухцилиндровый V-образный мотор Daimler мощностью 3 лошадиные силы, объемом 1030 см.куб при 750 об/мин, который позволял разогнаться до 30 км/ч! Кстати, именно из-за этого мотора историки ошибочно считали, что марка первого автомобиля, вообще когда-либо появившемся на российской земле — Daimler либо Benz.

В то время автомобиль только начинал свой путь по дорогам мира, и модели были мало похожи на нынешние. Достаточно сказать, что у машины напрочь отсутствовал руль. Вместо него был рычаг, взявшись за который обеими руками, водитель с трудом поворачивал агрегат в нужную ему сторону.

Стоит отметить, что в Петербурге первый автомобиль появился только в 1894 году. То есть вы понимаете — царь тогда ездил на карете (и еще несколько лет будет ездить только на четырех лошадиных силах), а в Одессе уже появился первый автолюбитель!

И вот в сентябре 1881 года Навроцкий впервые продефилировал по Дерибасовской на своей самобеглой коляске. В соответствии с предписаниями действовавшего в Европе Locomotive Act — закона английского парламента, регулирующего использование моторного транспорта в конце XIX века, перед автомобилем бежал специально нанятый мальчишка с красным флагом, криком предупреждавший зевак об опасности. Деревянные колеса со сплошными каучуковыми шинами громко стучали по булыжной мостовой, картину дополняло рычание четырехтактного мотора. Неудивительно, что очевидцы были в ужасе настолько, что первому одесскому автовладельцу было строго-настрого запрещено выводить свой экипаж на городские улицы по ночам. Бесспорно, лучшего способа привлечь внимание к своей газете шеф-редактор «Одесского листка» найти не мог. Газета аккуратно сообщала о последних новостях автомобилизации. Например, достаточно скоро после появления в городе чуда заморской техники появилась заметка о том, что за нарушение общественной безопасности и «чрезмерную» скорость — около 25 км/ч — владелец автомобиля получил строгое внушение от околоточного пристава (так в те времена назывался участковый).

Справедливости ради нужно отметить, что Навроцкий активно использовал автомобиль не только для собственного удовольствия. Машина достаточно скоро получила постоянную прописку в редакционном гараже — с ее помощью репортеры и фотографы «Одесского листка» поспевали на место событий гораздо раньше конкурентов.

К сожалению, первый в Одессе автомобиль не сохранился — бурные времена революций и войн не оставили никаких шансов.

Однако память о первой машине и ее владельце жива. В Одессе с 2007 года существует КЛАД — Клуб Любителей АвтоДревностей имени Василия Васильевича Навроцкого. Ежегодно в августе-сентябре силами клуба проводится выставка-парад ретроавтомобилей. На приведенном ниже видео вы можете увидеть, как такое мероприятие проходило в 2013 году.

А я все думаю — интересно, сколько тогда стоил литр бензина?

—————————————————————————————

источники:

  1. http://www.autocentre.ua/ac/service/autofaq/pervoe-avto-v-ukraine-15089.html
  2. http://tatiana-mazur.livejournal.com/524.html
  3. http://www.odessitka.net/content/view/1626/138/
  4. http://allnews.od.ua/?news=22896
Запись опубликована в рубрике Одесские легенды с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Первый автомобиль в Одессе»

  1. Yuriko говорит:

    Специально нанятый мальчишка с флагом — просто класс! :)))
    Спасибо за очередную интересную публикацию!

    • Рябков Александр говорит:

      Собственно, в английском законе Locomotive Acts (во множественном числе — поскольку было несколько редакций этого закона: законодатели пытались поспеть за развитием автомобилестроения) и мальчик, и флаг, и звуковые сигналы криком аккуратно прописаны. Жаль, не нашел ссылки на русском.

Добавить комментарий