17.04.2018      6414      0
 

Биндюжник


Каждый, кто смотрел фильм «Два бойца», наверняка запомнил песню про Костю-моряка. И все, конечно же, помнят строку: «И все биндюжники вставали…» Но кто это — биндюжник? И какое отношение эти люди имеют к пивной, Одессе и морякам?

Биндюжник

Словарь Даля не дает определения слова «биндюжник». Но в словаре есть значение слова «биндюх». Оно означает большую телегу, которая могла перевозить до ста пудов груза. От слова «биндюх» и произошел «биндюжник» — ломовой извозчик, грузчик.

Одесса в XIX веке была крупным портовым городом: в середине века Одесский торговый порт делил первое место по товарообороту, сравнявшись с Санкт-Петербургским портом, а к началу XX века товарооборот Одесского порта был больше в два раза. Через город проходило очень много грузов. Суда прибывали один за другим, их нужно было быстро разгружать и нагружать. Чтобы справиться с огромным потоком грузов и нужен был биндюжник.

Товары с кораблей сносили и заносили грузчики. А биндюжники на пристани грузили товары на свои большие телеги, в которые были запряжены две лошади-тяжеловоза, обычно породы першерон, отличавшиеся выносливостью и силой. Они спокойно и ровно тянули многопудовые платформы с колесами размером в рост человека. Кстати, такие лошади обычно назывались «битюгами», так что, возможно, слово «биндюжник» произошло и отсюда.

Биндюжники у своего транспортного средства

Обычно в грузовую платформу запрягали пару широкогрудых мощных коней с крутыми шеями и огромными мохнатыми копытами. Количество грузов, перевезенных ими за день из порта и в порт, было огромным. С раннего утра до позднего вечера по городу тянулась бесконечная лента из нагруженных огромными ящиками и тюками повозок. Десятки тонн перевезенных биндюжниками грузов складывались в сотни, тысячи, миллионы.

Для перевозки особенно тяжелых грузов использовались воловьи упряжки.

Воловьи упряжки на Таможенной площади

Появление пароходного сообщения, режим беспошлинного ввоза и вывоза товаров (порто-франко), а также безудержный спрос на пшеницу обеспечивали в Одессе настоящий ажиотаж вокруг услуг транспортников. В сезон уборки урожая город начинало лихорадить. Над степью стоял непрерывный скрип колес — в город шли сотни тысяч телег, подвод и фур, груженных пшеницей.

У границы города их встречали посредники и торговые агенты. Если бы вся эта сухопутная армада вошла в город — жизнь в нем замерла бы, а сама Одесса утонула бы в море навоза. Именно поэтому заходили туда только биндюги — длинные, особо прочные фуры, намеренно сделанные узкими, чтобы легко проходить по городским улицам и помещаться по несколько в ряд на причалах. Остальные повозки оставались ждать одесских биндюжников, которые принимали товар — кто для складов и магазинов, а кто сразу для вывоза в порт.

В одесском порту, несмотря на казавшуюся суматоху, стоял установленный морской порядок. Вот очередная партия зерна успешно продана на бирже, а в Карантинной гавани ее уже ждет зафрахтованный парусник. Тогда из хлебных магазинов (так тогда называли элеваторы; один из самых известных магазинов — дом Папудова) эта отпускная, а стало быть очищенная и провеянная, пшеница тотчас грузится в мешках на «бенд-вагены». Устройство этих крепких пароконных подвод на железных осях с вместительным кузовом было заимствовано местными ломовыми возчиками у хозяйственных соседей – немцев-колонистов.

Два битюга, биндюжник и бендюха (слева направо)

По прибытии зафрахтованных судов, хлеб свозился от магазинов на биндюгах уже по мощенным лавовым камнем Карантинному или Военному спускам в порт, к Платоновской пристани. Голые по пояс возчики, но с непременным цветным платком вокруг шеи, возили мешки с зерном в гавань, не обращая никакого внимания на изрядную крутизну портовых спусков, рысью или даже вскачь. В обратном направлении резво взбирались вверх порожние подводы. Спеша к хлебным магазинам, они иной раз все же успевали подхватить в Карантинных пакгаузах привозные – «порто-франковские» товары, ведь в страдные дни хлебного бума городской извоз работал в порту главным образом «на отпуск».

Цены на услуги биндюжников были просто невероятными — за то, чтобы довезти товар от склада до гавани запрашивали 75 копеек серебром за четверть пшеницы. На фуру помещалось до 20 четвертей (около 100 пудов). В XIX веке даже рассказывали легенду о серебряной биндюге на золотых колесах, которую биндюжники заказали в складчину для «короля биндюжников» — в качестве трона.

Надо отметить, что кого попало не брали на такую работу. При наборе всегда предъявлялись особые требования:

  • повышенная выносливость;
  • хорошая физическая форма.;
  • наличие определенных навыков работы с лошадьми и «транспортом»;
  • высокий рост (это нужно было для того, чтобы уменьшить усилия, прилагаемые во время работы).

Хлебный сезон заканчивался в ноябре, и к началу декабря ажиотаж прекращался.

Поэтому в остальное время биндюжники возили обычные грузы по обычным расценкам, зачастую забираясь со своими биндюгами в Киев, Винницу и Крым. Так что биндюжников вполне можно назвать прообразом современных дальнобойщиков.

Само собой, не брезговали они и контрабандой. Целые вереницы биндюг с контрабандными российскими грузами тянулись на особый причал на Фонтане, где корабли приставали заправиться родниковой водой. Именно там долгое время происходил взаимовыгодный обмен «левым» товаром.

Кроме работы в порту, биндюжников нанимали одесситы — обычно весной и осенью — чтобы отвезти вещи на дачу. Сами хозяева отправлялись на дачи — кто на Фонтан, кто на Куяльник — на паровом трамвае со смешным названием «Ванька головатый», а вещи, совершенно необходимые для полноценного отдыха, вплоть до фикусов и пианино, везли биндюжники.

Перевозка вещей на дачу

Не чурались биндюжники и того, чтобы при отсутствии контракта подрабатывать на погрузке в порту. Благодаря этому название «биндюжник» со временем распространилось и на грузчиков.

Такой характер работы определил внешний вид биндюжника — они были физически очень сильными, но также отличались грубостью нравов, драчливостью и пьянством.

Большинство биндюжников были евреями, жившими в районе города под названием Молдаванка. Отец небезызвестного Мишки Япончика, короля преступного мира Одессы, был биндюжником. В Одессе время от времени происходили погромы, но туда, где оборону держали биндюжники, погромщики не совались.

Позже, когда появились грузовики и погрузчики, словом «биндюжник» стали называть грубых, неотесанных и малокультурных людей. Как говорил Буба Касторский: «Я прошу отгородить меня от этого биндюжника. Я артист, а, значит, нервы никуда».

Источники

  1. http://zagadki-istorii.ru/remeslo-9.html
  2. http://odessa-life.od.ua/…
  3. http://fb.ru/…
  4. http://e-news.com.ua/show/279234.html


/

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . Политика конфиденциальности